Подготовка к экзамену

Дениска и Сережа купили каждый себе книжечку «Правила дорожного движения», но готовиться к экзамену стали по-разному. Сережа подошел к делу серьезно. Он каждый день внимательно прочитывал несколько страничек Правил, старался запомнить главное. Дениска же открывал книжечку, начинал читать, но ему становилось скучно, и он откладывал ее в сторону и шел гулять.
В этом же доме, в соседнем подъезде, жил Владик. У него был мотоцикл, на котором он по вечерам выезжал в кожаной куртке, цветном шлеме, черных крагах. Его называли «рокером». Владик держался со всеми свысока.
Однажды, встретив Владика во дворе, Денис решил узнать у него кое-что о Правилах дорожного движения, полагая, что раз Владик ездит на мотоцикле, то наверняка все знает. Дениска начал издалека.
—       Владик, скажи, зачем нужны Правила дорожного движения?
—       Чтобы их нарушать,— последовал ответ.
—       А зачем на дорогах ограничивают скорость движения?
—       Чтобы ее превышать.
—       А для чего, как ты думаешь, на дороге устанавливают дорожные знаки и светофоры?
—       Чтобы их не замечать!
_        ???
Вот такая «консультация» по Правилам дорожного движения была дана Дениске. В конце концов он понял, что надо присоединяться к Сереже и вместе изучать дорожную грамоту.
Однако Сережа охладил пыл друга.
—       Я уже пробовал читать, но у меня много вопросов. Пойдем лучше к Косте. Он нам поможет разобраться.
—       Хорошо,— сказал Костя, выслушав ребят.— Я буду читать те места в Правилах, которые наиболее важны для велосипедистов, а вы, если что-то будет неясно, задавайте мне вопросы. Итак: «Велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал. Для движения по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед оборудуют спереди фонарем (фарой) белого цвета».
—       А если на дороге испортится тормоз, что тогда делать?
—       Надо постараться его починить. Если же этого сделать не удастся, то ехать с неисправными тормозами нельзя,— объяснил Костя.
«Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Допускается движение по обочине, если это не создаст помех пешеходам.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять 80—100 м».
—       Почему такое отношение к велосипедистам? — огорченно спросил Дениска.
—       Причина в небольшой скорости велосипедистов по сравнению с автомобилем и мотоциклом. Если бы велосипедист ехал посредине полосы, то весь транспорт, особенно на узкой дороге, был бы вынужден следовать с такой же скоростью. А так, почти не меняя траектории движения, даже крупногабаритные автобусы и грузовые автомобили могут двигаться по дороге — велосипедист им мешать не будет.
—       А почему нельзя ехать сразу большой группой? — спросил Сережа.— Я видел по телевизору соревнования, там ехало одновременно больше полусотни спортсменов.
—       Это же соревнование. Движение для остального транспорта по дороге в такое время перекрывают.
—       Давайте посмотрим, что запрещается Правилами водителям велосипеда: «Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам; ездить, не держась за руль и не держа ноги на педалях; перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье». Это требование связано с тем, что велосипед — сугубо индивидуальное транспортное средство, очень легкое и чувствительное к нагрузке. Управлять велосипедом, везя пассажира, становится сложно и опасно.
Дальше — запрещается «перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению».
—       Помнишь, Денис, как ты удочкой угодил в дерево, когда мы ездили на озеро?— напомнил Сережа.
Тем временем Костя продолжал:
—       Запрещается «двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении».
—       Одни запреты,— вздохнул Дениска.
—       А ты подумай,— возразил Костя,— улица может иметь две, три, четыре и даже больше полос для движения в каждом направлении, и чтобы повернуть налево, велосипедисту надо попасть на крайнюю левую полосу. Для велосипедиста перестроиться в этот ряд, когда близко проносятся автомобили, было бы так же опасно, как если бы ты, Денис, переходил такую дорогу, где нет пешеходного перехода.
Как же велосипедисту повернуть налево или поехать в обратном направлении, когда дорога имеет несколько полос?
—       У нас однажды уже была такая ситуация,— вспомнил Сережа.
—       Надо сойти с велосипеда и, ведя его рядом, перейти проезжую часть по пешеходному переходу. После чего продолжить движение в нужном направлении.
Велосипедистам «запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа промышленного изготовления.
Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедисты и водители мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге». Почитайте еще сами Правила,— предложил Костя,— чтобы закрепить полученные знания. А потом я вас проверю.