Соревнование

Далеко не праздный вопрос, как проверить, хорошо ли ты управляешь велосипедом? На дороге проверять опасно — того и гляди попадешь под машину. Костя присмотрел во дворе небольшую заасфальтированную площадку и предложил провести соревнование между Дениской и Сережей. Ребята сразу согласились, каждый считал себя уже настоящим велосипедистом.
Первое упражнение — «Извилистая дорожка». Ребятам надо было проехать по трем извилистым дорожкам шириной 30, 20 и 10 см, длиной около 4 м (рис. 4).
—       Ну, это я запросто,— самодовольно заявил Дениска.
По первой тропинке он проехал нормально, со второй чуть-чуть не съехал, а вот на самой узкой руль неожиданно вильнул в сторону и колесо заехало за черту.
—       Одно штрафное очко,— объявил Костя,— теперь Сережа.
Сережа не торопясь проехал одну тропинку, вторую, на третьей
уже в самом конце одно колесо велосипеда проехало по черте. Дениска, ревниво следивший за другом, сразу это отметил: «Ага, штрафное очко. Счет 1:1!»
Второе испытание определяло умение удерживать равновесие, управляя велосипедом одной рукой. Костя расставил на скамейке с интервалом в 1,5 м несколько небольших баночек и положил в них через одну теннисные шарики (рис. 5). Нужно было, управляя велосипедом и не останавливаясь, взять шарик из первой банки и переложить его во вторую, из третьей — в четвертую, из пятой — в шестую.
С этим испытанием оба велосипедиста справились без ошибок. Причем упражнение было выполнено сначала в одну сторону, т. е. правой рукой, а затем в обратную — левой.
Третье испытание — «Габаритные ворота» — проверяло умение въезжать в узкое пространство. На площадке была сооружена конструкция из двух брусков, стоящих вертикально на расстоянии 80 см друг от друга (рис. 6). Никому из друзей не удалось с первого раза проехать в эти ворота. На второй попытке Дениска, разогнавшись, проскочил препятствие. Сережа выполнил упражнение лишь с третьей попытки.
— Счет по штрафным баллам 2:3,— объявил Костя,— пока лучше выполняет упражнения Дениска.
Следующее испытание называлось «Змейка». Костя расставил камушки на одной прямой линии с интервалом в 2 м (рис. 7). Испытание оказалось для друзей не очень сложным. Они осторожно проехали, лавируя между камушками, и ни разу не задели их.
—       А теперь очень трудное упражнение,— предупредил Костя,— посмотрим, как вы умеете удерживать равновесие при наезде на препятствие.
Костя положил доску на небольшой чурбачок таким образом, что один ее конец касался земли, а второй висел в воздухе. Нужно было заехать на эту доску, проехать по ней и благополучно съехать по ее опустившемуся концу (рис. 8).
Дениска не поехал первым. Он решил посмотреть, как выполнит это упражнение его друг. Сережа разогнался и въехал на доску. По ней он двигался медленно и осторожно, стараясь удержать равновесие. Готово! Сережа благополучно преодолел препятствие.
«Так,— подумал Дениска,— если поедешь по доске быстро, то получится как на трамплине. Тогда точно не удержишься на велосипеде. Нужно, чтобы доска сработала подобно качелям — плавно опустилась другим концом на землю. Значит, надо ехать медленно».
Дениска не стал разгоняться, как сделал это Сережа, а медленно подъехал к препятствию. Переднее колесо велосипеда, накатившись на край доски, неожиданно упруго отскочило назад. Дениска потерял равновесие.
—       Ты набери скорость, чтобы легче было въезжать,— посоветовал другу Сережа.
Денис повторил попытку и благополучно прошел испытание. Счет сравнялся — 3:3.
—       Ну, что, достаточно? — спросил Костя.
—       Нет! — дружно ответили ребята.
—       Хорошо, тогда еще одно испытание. Сейчас проверим, умеете ли вы останавливаться в нужном месте.
Костя нарисовал две короткие параллельные линии шириной 70 см (рис. 9).
—       Упражнение такое: разогнавшись, нужно остановиться таким образом, чтобы начерченная полоса осталась между колесами велосипеда.
Сережа набрал скорость и, подъехав к линии, плавно затормозил. Линия оказалась точно между колесами велосипеда. Дениска разогнался, потом резко затормозил и чуть было не проскочил контрольную черту. Но все же заднее колесо немного не доехало до первой линии.
—       А теперь очень хитрое испытание. Сейчас посмотрим, кто из вас умеет медленнее ездить.
—       Это зачем? — изумился Дениска.— Я думал, что чем больше скорость, тем устойчивее велосипед.
—       Представь такую ситуацию,— стал разъяснять Костя.— Ты едешь в потоке машин, впереди тебя автомобиль то и дело замедляет движение. Не умея ехать медленно, ты будешь останавливаться, опуская ногу на землю, потом опять ставить ее на педаль. Ты потеряешь время, да и вообще это очень неудобно.
Умение ездить с минимальной скоростью особенно ценится у спортсменов-велосипедистов. А еще лучше уметь стоять на месте, не теряя равновесия. Такой прием называют «сюрплясом». Велосипедисты уступают дорогу друг другу, чтобы не ехать первыми, а следовать за лидером, экономя силы для рывка на финише.
Костя наметил мелом на асфальте коридор длиной 10 м и шириной 2 м, начертил линию старта и финиша (рис. 10).
—       Этот коридор нужно проехать не быстрее чем за 20 секунд.
Дениска и Сережа очень старались уложиться в этот норматив,
но каждый раз, несмотря на все ухищрения, они проезжали коридор гораздо быстрее.
—       Ставлю каждому по штрафному очку. Придется потренироваться,— подытожил Костя.— Давайте теперь попробуем сделать упражнение на умение выполнять разворот.
Он нарисовал мелом на площадке круг диаметром 4 м с воротами (рис. 11).
—       Надо въехать в ворота, развернуться и выехать из них, не пересекая черту.
Это упражнение было легче предыдущего. Оба велосипедиста успешно прошли испытание.
Ничья,— подвел итог Костя,— молодцы, справились почти со всеми упражнениями, хотя есть еще над чем поработать. Теперь вам надо как следует изучить Правила дорожного движения, чтобы безопасно ездить по дорогам. Давайте завтра сходим вместе в туристический клуб. Я вам кое-что покажу.