Самые первые велосипеды

Буйная фантазия может позволить нам сейчас заглянуть сквозь толщу веков в самые истоки человеческой жизни. Увидеть бескрайние земные просторы, где только еще появился человек, который даже не умел добывать огонь, чтобы обогреться и приготовить пищу. Ему приходилось с тоской ждать удара молнии, от которого мог загореться деревянный сук. Никто не знает, когда и в каком племени человек зажег первый костер на земле, но этот огонь, добытый самим трудом человека, создал новую эпоху, осветил ему дорогу жизни сквозь страшную порой окружавшую его природу. Люди тогда жили племенами, расположенными в наиболее приспособленных для жизни местах. Племена эти селились далеко друг от друга по всей земле. Для того, чтобы общаться между собой, нужно было из одного становища в другое ходить пешком, а это отнимало очень много времени, ведь земля и тогда была такая же большая, как и сейчас. Когда люди научились приручать диких животных, то стало уже легче преодолевать земное пространство, покорять расстояния. Время неумолимо листало историю жизни. Человек садился на быков, лошадей, верблюдов. Постепенно люди научились перевозить товары. Они привязывали их к животным, и многие сотни километров покачивались вьюки от моря до моря. Наконец было замечено, что тащить можно гораздо больший груз, чем везти. Были сделаны волокуши — особое приспособление из двух палок, которые одним концом привязывались к лошади или быку, а другим волоклись по земле. Катки, которые помогали человеку передвигать огромные камни для постройки безопасных жилищ, в конце концов подсказали ему мысль о переходе от волочения к качению. Пять тысяч лет назад от ствола дерева отрубили круг. Так появилось колесо, которое так же, как и огонь, сразу подняло человека на новую ступень исторического развития, и через всю дикую и варварскую жизнь становления человечества колесо покатилось к нам, войдя сейчас во все современные машины. Но тогда это было еще делом далекого будущего. Люди пользовались колесом только для того, чтобы облегчить свою работу. От цельного тяжелого круга постепенно начинают переходить к колесам, состоящим из трех частей, соединенных брусьями. Уже можно было не искать толстых круглых стволов дерева. Колеса, сделанные из отдельных частей, были и проще в изготовлении и намного легче. Первоначально колеса плотно насаживали на конец палки, выполняющей роль оси, и лишь позднее стали делать колеса, которые вращались вокруг самой оси.
Уже в те далекие времена колесо медленно начало проникать в самые различные области человеческой жизни.
Для того, чтобы из реки поднять воду на поля, расположенные на высоком берегу, стали применять водоподъемное колесо. Человек шагал по планкам этого колеса, поворачивая его, а кувшины, укрепленные на нем, зачерпывали воду в реке и выливали ее в водосток. Это была одна из первых попыток заставить вращать колесо силой человеческих ног. Как только человек сумел сделать сразу четыре колеса, у него зародилась идея создать повозку, которую можно было катить руками или привязывать к лошади.
Но как заставить колесо скорее передвигаться по земле? История сохранила для нас много сказаний о попытках человека покорять расстояния. Люди всюду искали силу, которая бы помогла им двигаться. Все вы, наверное, слышали миф о Дедале и Икаре. Заточенный на острове, Дедал с замиранием сердца следил за стремительным полетом птиц, которые летели на родину. Наконец он решил соорудить крылья себе и своему сыну Икару. Они поднялись на крыльях в воздух и полетели, как птицы. Но Икар забыл советы отца и высоко поднялся над морем. Солнце растопило воск, скрепляющий перья на крыльях, и Икар был наказан смертью за свою дерзость.
Добрый сказочник Андерсен написал сказку, в которой отражались мечты человека о сундуке-самолете. Стоило три раза стукнуть по крышке сундука — и можно было мчаться куда хочешь.
Древние скандинавы были убеждены, что по небу, в окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами, ездит могучий рыжебородый бог грома Тор. Семимильные сапоги, ковер-самолет, волшебная лампа, конек-горбунок — это первые попытки человеческой мысли создать аппарат, сокращающий расстояния. Но мечта опережала действительность, освещала ей дорогу. Многие выдающиеся люди прошлого старались внести свой вклад в создание самоходной машины.