Первые изобретатели велосипеда

Десять столетий назад Леонардо да Винчи заставил железную пружину вращать колесо и создал военную заводную колесницу. Для завода этой колесницы вначале использовалась сила животного. Лошадь водила ее до тех пор, пока пружина не закручивалась, а затем колесница уже могла двигаться под действием силы пружины. Но расстояние заводная колесница проходила очень небольшое, и поэтому сила пружины широкого распространения не получила.

Ум изобретателей не знал покоя в поисках более подходящего двигателя. Появилась идея использовать силу пара. Было известно, что еще во II веке до нашей эры греческий ученый Героном создал прибор, который двигался под действием силы, появляющейся от кипящей воды. Пар выходил из подогреваемого сосуда по двум трубкам и, упираясь в воздух, заставлял этот сосуд вращаться. В 1681 году Исаак Ньютон предложил применить для передвижения двигательную силу пара, а через восемьдесят лет французским военным инженером Кюнье была построена паровая телега, на которой можно было перевозить тяжелые артиллерийские орудия, но ее малая скорость и огромный вес помешали ей широко распространиться.

Людям давно была известна капризная сила природы — сила ветра, которая гнала корабли по бескрайним водным просторам, крутила крылья мельниц. Сделали попытку заставить ветер двигать повозку по земле. Среди пожелтевших листков архива был найден любопытный документ, рассказывающий о событии, относящемся к XVII
веку. «Яузской бумажной мельницы работник,— говорилось в этих листках,— Ивашка Культыгин задумал сани с парусом, и ездить они без лошади могут. Катался Ивашка на них по пустырям ночью. А Варваринской церкви поп Михайла донес в приказ тайных дел, что есть у Ивашки умысел, и, схватив, Ивашку пытали, и под пыткой покаялся, что хотел выдумать еще телегу с крыльями, да не успел. Сани сожгли, а Ивашку батогами нещадно били».

Поставили люди парус и на телегу. Такая телега под влиянием ветра могла легко катиться по дороге. Основным недостатком ее была полная зависимость движения от направления ветра. Это привело к мысли соорудить парусную телегу с самокатом. Появился неуклюжий шестиколесный экипаж, на котором была установлена мачта с парусом и особое дополнительное приспособление. Когда не было ветра, то при помощи двух валов с рукоятками люди, находящиеся на телеге, свивая и навивая веревку на ось среднего колеса, приводили ее в движение.

При отсутствии ветра изнурительный труд сотен рабов, прикованных к скамейкам, гнал по морю огромные галеры. Долгое время над Волгой раздавались песни бурлаков, бечевой тащивших вверх по течению тяжело груженные баржи.

Идея применения мускульной силы человека для преодоления расстояний стала встречаться в истории все чаще и чаще. Началась полоса создания самодвижущихся повозок. Вначале это были простейшие экипажи с тремя или четырьмя колесами, которые приводились в движение самим человеком.

Некоторые имена создателей самодвижущихся экипажей случайно дошли до нас. Так, например, в 1685 году в Нюрнберге известный часовщик Стефан Фарфлер, сломавший себе ногу, соорудил трехколесную коляску, в которой был использован принцип часового механизма, где одна шестеренка двигала другую. Силу гирь и пружин он заменил силой своих рук. Вращая рукоятки, прикрепленные к горизонтальной оси, на которой находилась шестеренка, передающая усилия переднему колесу, Фарфлер мог медленно двигаться по улицам города.

  • Самобеглая коляска Шамшуренкова и самокатка Кулибина
  • Кто первым изобрел велосипед
  • Первые пневматические шины Данлопа