История развития велоспорта в России

Страницы: 1 2 3

В этом же году все любители спорта встречают неутомимого русского велосипедиста Онисима Панкратова, завершившего кругосветное путешествие на велосипеде, во время которого он за 2 года 18 дней проехал 40 тысяч километров. Международный союз велосипедистов награждает отважного путешественника бриллиантовой звездой.

В 1914 году в Риге проходит Вторая Российская олимпиада. В ней участвуют 900 спортсменов из 20 городов. За победу на 250-верстной дистанции борются 50 гонщиков со временем 10 часов 3 минуты. Выигрывает гонку рижанин А. Федоров.

Вся программа олимпиады, включавшая соревнования по 13 видам спорта, была рассчитана на четырнадцать дней, но 13 июля началась первая мировая война, и соревнования были прекращены.

На фронте гибнут Онисим Панкратов и многие другие спортсмены, прославившие русский спорт.

Летом 1917 года проходит последний чемпионат, разыгранный в старой России.

Великая Октябрьская социалистическая революция в октябре 1917 года провозгласила новую эру и открыла народу широкие возможности для занятий физической культурой и спортом. В борьбе с интервенцией, в полыхающих пожарищах гражданской войны мужает и растет молодая Советская республика. Спорт становится массовым и народным, служа только благородному делу оздоровления населения.

В апреле 1918 года происходит реорганизация Московского кружка велосипедистов-любителей, пересматривается устав, вносятся изменения в вопросы организации велосипедных гонок. Наступает новая полоса в развитии велосипедного спорта. В разных городах проводятся велосипедные соревнования. Ежегодно разыгрывается чемпионат РСФСР, растет количество занимающихся велосипедным спортом, резко повышаются спортивные результаты. Рекорды живут только от одного соревнования до другого. В таблицах рекордсменов страны появляются все новые и новые имена.

Когда стал стихать пожар гражданской войны, Советское правительство начало думать о массовом производстве этой машины. Фабрика «Лейтнера» была эвакуирована в Харьков, где на основе привезенного оборудования была создана велосипедная мастерская. В 1925 году в Харькове первый в нашей стране велосипедный завод приступил к выпуску велосипедов «Украина». В 1929 году велосипеды начинают выпускать в Пензе. С 1932 года в строй вступает Московский велосипедный завод, оборудованный новейшими станками. Кроме самых распространенных типов дорожных велосипедов, начинается производство легких гоночных машин.

Для испытания прочности «стальных коней» проводятся пробеги на длинные дистанции.

В 1937 году пять советских командиров-пограничников прошли на отечественных велосипедах по сухопутным границам нашей Родины 30 872 километра. Один год и три дня были они в пути. Все машины, участвовавшие в пробеге, с честью выдержали это испытание.

Делаются попытки повысить скорость движения на велосипеде, и предлагается оригинальная конструкция рулепеда, в которой производимое руками и спиной качающее движение руля увеличивает скорость. При этом в продвижении вперед наряду с мышцами ног принимают участие и мышцы туловища. Для испытания рулепедов в 1935 году совершается пробег длиной в 3900 километров из Ашхабада в Москву. Это путешествие было совершено двумя группами: в первой ехали велосипедисты, а во второй рулепедисты. Велосипедисты прошли все расстояние за тридцать семь дней, а рулепедисты за двадцать восемь, то есть на девять суток быстрее. В день первые проходили 137 километров, а вторые — 195 километров. Но все же сложность конструкции не дала возможности войти в жизнь этому интересному изобретению.

Кроме создания рулепедов, пытались повысить скорость путем уменьшения лобового сопротивления, для чего гонщика помещали на велосипеде в полулежачем положении. Появились велокары. Такие велокары были способны развивать скорость значительно большую, чем простые велосипеды, но неудобство при езде не сделало и эту конструкцию распространенной.

Один французский гонщик укрепил на велосипеде сигарообразный обтекатель. Этот обтекатель был сделан из плотной бумаги и приклеивался к специальному легкому каркасу. Гонщик садился на велосипед через дверь и, закрыв ее за собой, мог двигаться. Такой «велосипед-торпеда» развивал скорость до 57 км в час. Это уже была очень высокая скорость.