История развития велоспорта в России

Страницы: 1 2 3

В конце 1882 года было организовано первое русское общество велосипедистов, которое начало заниматься проведением спортивных состязаний.

Летом 1883 года уже состоялась первая велосипедная гонка. Она была организована на Московском ипподроме. В последующие годы велосипедные гонки стали проводиться в других городах России.

В 1895 году в Риге открывается первая велосипедная фабрика, поставлявшая для покупателей до двух тысяч велосипедов в год. Столько же велосипедов стали производить и московские мастерские.

Перед тем как выйти на широкую спортивную дорогу, велосипедисты в России вынуждены были вести многочисленные схватки с противниками двухколесной машины, считавшими, что упражнения на таком аппарате унижают человека, ибо на первый план они ставят не духовное, а физическое развитие.

Постепенно таких недоброжелателей становилось все меньше.

Красочные афиши того времени все чаще извещают о гонках на звание первого ездока России, первого ездока Одессы, прибалтийских губерний, Курска, Симферополя, Закавказья, Орла, Иркутска, Донецкого бассейна. Ширится популярность стального коня, растут результаты велосипедистов. Появляются специальные спортивные сооружения для велосипедных гонок — треки. Велосипедисты выходят состязаться на большие дистанции. В 1895 году проводится первая в России шоссейная гонка на 700 км — между Петербургом и Москвой. Зарубежные гонщики убеждаются, что русские быстро овладели тонкостями велосипедного спорта. За границей русские гонщики бьют мировые рекорды и доказывают свою силу в самых различных видах велосипедных соревнований. В 1896 году М. Дьяков устанавливает мировой рекорд в часовой гонке, пройдя 37 верст 213,5 сажени, что на 2 версты выше мирового рекорда француза Э. Батиста. Затем он побивает мировые рекорды на 1,5 и 5 миль, на 1 версту и на 1 км.

Однако русские спортивные общества не располагали в те времена большими средствами, и гонки устраивались в основном на частные пожертвования богатых меценатов. Поэтому русские гонщики не приняли участия в первых современных олимпийских играх в 1896 году, где среди девяти видов спорта был и велосипедный спорт.

На родине древних Олимпийских игр в Греции, около Афин, состоялись первые крупные международные гонки велосипедистов. Гонки проводились на короткие дистанции на треке и на шоссе по легендарной дороге Афины — Марафон. Это уже был не марафонский бег, а марафонская велосипедная гонка.

На рубеже XX века началось все расширяющееся промышленное производство велосипедов. В конструкциях этого времени уже широко применяются пневматические шины, шариковые подшипники, стальные трубы для рам. Используется цепная передача на заднее колесо и механизм свободного хода, позволяющий экономить мускульную энергию ног во время движения велосипедиста по инерции или под уклон.

Улучшение устройства велосипеда дает возможность добиваться все большей и большей скорости. Растет число велосипедных гонок, совершаются дальние пробеги.

Теперь инженеры думают только о совершенствовании велосипеда, облегчении его веса, увеличении прочности и об изяществе внешней отделки.

До революции в России велосипеды делались на фабрике «Дукс» в Москве и «Лейтнера» в Риге, но эти фабрики в основном выпускали велосипеды, собранные из импортных частей. Кроме этих фабрик, сборкой велосипедов занимались и мелкие кустарные мастерские. Из-за границы готовых велосипедов ввозилось незначительное количество. Маломощное полукустарное производство не могло удовлетворить и десятой доли спроса населения. Высокая цена на велосипеды еще больше ограничивала круг людей, пользующихся этой новой машиной. Редко когда велосипед попадал в руки талантливых спортсменов, представителей народа.

В начале этого века в русском велосипедном спорте наблюдается некоторый спад. Бедность спортивных организаций приводит к снижению количества велосипедных соревнований. Некоторые популярные у народа треки продаются с аукциона и сносятся. Другие требуют ремонта и не могут быть использованы для соревнований.

Дело доходит до того, что в 1901 году даже не был разыгран Всероссийский чемпионат, так как не удалось собрать средств, необходимых на его проведение.