Самобеглая коляска Шамшуренкова и самокатка Кулибина

самобеглая коляска шамшуренкова
Реконструкция самобеглой коляски Шамшуренкова

В 1752 году крестьянин Нижегородской губернии замечательный русский изобретатель Леонтий Лукьянович Шамшуренков, наделенный богатой фантазией и сметкой, придумал многоместную «самобеглую коляску», приводимую в движение двумя людьми. Шамшуренков отправил в Сенат бумагу, где писал, что «...такую коляску он, Леонтий, сделать может подлинно, на четырех колесах, так что она побежит без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и горе, буде где не восьма крутое место...» По распоряжению Сената Шамшуренков был вызван в Петербург в «канцелярию от строений», где он в октябре 1752 г. осуществил свой проект.

В протоколе приемочной комиссии от 2 ноября 1752 года было сказано, что она «объявляет о самобеглой коляске, что оная крестьянином Леонтием Шамшуренковым со всем как надлежит во окончание приведена, и холстом обита, и по пристоинству красками выкрашена».

Сделанная им коляска была опробована, признана годной для езды, и изобретатель в награду получил 50 рублей золотом. После этого коляска довольно долго находилась в действии, как «весьма новое и курьезное художество».

В летописи о самодвижущихся экипажах появлялись все новые и новые имена талантливых умельцев. В 1791 году знаменитый русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин продолжил идею Шамшуренкова в области строительства самоходных мускульных экипажей.

Свою работу над самоходным экипажем или «самокаткой» Кулибин начал в 80-х годах XVIII столетия и закончил ее в 1791 году. Сначала он работал над четырехколесной коляской, затем, стремясь сделать экипаж легким и простым в управлении, он создал трехколесную самокатку. Это был очень легкий экипаж на одного-двух пассажиров. Позади пассажиров на педалях, или, как их называл Кулибин, «туфлях», стоял человек и попеременно нажимал на них ногами. Педали приводили во вращение большой маховик, который, будучи раскрученным, облегчал работу человека, движущего самокатку, и делал ход экипажа равномерным. Управлять самокаткой надо было с помощью «вертлюга», подобно судовому штурвалу соединенного с передним поворотным колесом.

По свидетельству очевидцев, «самокатка» Кулибина бегала довольно быстро, причем под гору шла медленнее, чем в гору, что достигалось действием тормозного устройства.

Кулибин на своей «самокатке» впервые применил подшипники качения, облегчающие движение, рулевое управление, педальную передачу усилий.

Бесспорно, Кулибин знал о работах своего предшественника Шамшуренкова, и свою самокатку он сделал значительно легче и рассчитал ее так, чтобы приводилась она в движение не двумя, а только одним человеком.

Хотя люди научились передавать усилие колесу через систему рычагов, постоянно велись поиски создания более облегченного экипажа, который мог бы передвигаться быстрее.