Ремонт колеса велосипеда

детали втулки переднего колеса
Рис. 6. Детали втулки переднего колеса

Переднее колесо. Чтобы снять переднее колесо, прежде всего необходимо выпустить воздух из камеры, потом отжать покрышку от краев обода к середине, после чего, начиная от вентиля, плоским ключом осторожно, не задевая камеру, снять покрышку с колеса и предохранительную тесьму с обода. Во втулке колеса с одной стороны отвернуть контргайку, снять шайбу с усом и вывернуть конус. Закрыв рукой отверстие втулки, перевернуть колесо на руку и вытащить ось со вторым конусом, шайбой и контргайкой. На руке останутся два подшипника. Чашки втулки тщательно протереть. Все шарики следует внимательно осмотреть и, если нужно, заменить ржавые или треснутые. Затем проверить исправность резьбы на оси втулки, конусах, контргайках и затяжных гайках (рис. 6).


Рис. 7. Регулировка конусов колеса

Рис. 8. Определение «восьмерки»

Перед сборкой необходимо положить в чашки втулки солидол, утопив в него подшипники. Взять ось при помощи двух ключей, затянуть конус и контргайку (рис. 7). Между ними должна находиться шайба с усом. Ось свободным концом осторожно вставить во втулку, затем на ось с другой стороны навернуть конус, поставить шайбу с усом и контргайку. Шайба с усом должна быть исправной. Ус необходим такой, чтобы при его движении вдоль паза оси шайба не поворачивалась вместе с конусом и контргайкой. В противном случае отрегулировать втулку не удастся, а во время передвижения может произойти саморазвертывание конуса.

Конус следует завернуть так, чтобы ось слегка вращалась, но не качалась из стороны в сторону. Правильность регулировки можно проверить следующим образом. Повертывая колесо, расположить вентиль камеры на уровне горизонтальной оси колеса. Колесо должно выйти из состояния покоя под действием тяжести вентиля.

Затем необходимо проверить, нет ли в колесе выскочивших или слабо натянутых спиц. Заменив неисправные спицы, колесо вставляют в вилку, закрепляют гайками и начинают вращать, прижав к вилке около обода кусочек мела (рис. 8). Там, где колесо «бьет», мел оставит след. В местах, где спицы натянуты слабо, мел не коснется обода. При помощи ниппельного ключа спицы подтягивают там, где мел не оставил следа, и слегка опускают в местах, отмеченных мелом.

Для исправления «восьмерки» необходима практика. Сложно бывает исправить обод, имеющий яйцевидную форму (эллипс). В этом случае нужно подтянуть спицы в выпуклой части эллипса и столько же на противоположной стороне, а с боков натяжение спиц ослабить. Как правило, при исправлении эллипса начинают с ослабления спиц, а не с натяжения. После того как обод станет круглым, подтягивают спицы, чтобы устранить боковое биение и исправить «восьмерку». Не забывайте: спицы надо натягивать равномерно, иначе они могут оборваться и колесо придет в негодность. После регулировки колеса концы спиц, которые вышли из ниппеля на ободе, необходимо спилить напильником, чтобы предотвратить прокол камеры. Опытные велосипедисты, чтобы спицы не ослабевали при натяжке, используют универсальный клей. Колесо при этом получает необходимую жесткость. Затем на обод надевается предохранительная тесьма.

В отверстия в тесьме и ободе вставляют вентиль камеры, надевают покрышку одной стороной на обод и забортовывают вторую сторону покрышки, начиная с противоположного вентилю места и заканчивая у вентиля. При этом нужно быть очень внимательным и не зацепить ключом камеру. Завернув вентиль, подкачивают камеру, проверяя, правильно ли легла покрышка. Для этого накачанное колесо слегка проворачивают при помощи небольших ударов об пол. Покрышка, как правило, выравнивается, и тогда полностью накачивают камеру до необходимого предела.

Заднее колесо. Подготовка заднего колеса отличается от подготовки переднего только разборкой и регулировкой тормозной втулки.

Покрышку с колеса необходимо снять вышеописанным способом, устранить его биение, подтянуть спицы. Для регулировки колесо вставляется в цепную вилку.

Обычно в дорожных моделях применяется тормозная втулка. У нее свободный ход и тормозное устройство внутри корпуса. Втулка состоит из трех узлов: ведущего конуса, тормозного конуса и тормозной обоймы. Ось с конусом, шайбой и контргайкой отличается от передней оси только большими размерами.

Для разборки втулки с помощью накидного ключа необходимо сначала отвернуть круглую гайку, прижимающую тормозной рычаг, и, надев ключ с квадратным отверстием на ось, вывернуть ее из корпуса, а затем вынуть из втулки вместе с другим конусом (со стороны ведомой звездочки). После этого из корпуса вынимаются с одной стороны ведущий конус с ведомой звездочкой, а с другой — конус с тормозным рычагом, тормозной конус и тормозная обойма. Собирают втулку в обратном порядке. Регулировка та же, что и передней втулки, — при помощи конуса.