Педалирование

Во время поездки, например, на 20 км, велосипедист должен сделать около 3000 оборотов шатуна. Следовательно, умению правильно педалировать, то есть вращать ногами шатуны, принадлежит первостепенная роль.

Техника педалирования требует, чтобы велосипедист не только нажимал на педаль, но и подтягивал ее. Если нажим близок к обычному отталкиванию при ходьбе, то подтягивание требует специального разучивания. Естественно, что это возможно только в том случае, когда стопа на педали дорожного велосипеда закреплена специальным ремешком, а на педали спортивно-туристского или гоночного велосипеда удерживается контактной педалью.

Движение ног при педалировании таково: одна нога давит на педаль, другая подтягивает противоположную педаль. Но так как ноги в работе тесно взаимодействуют, сильный нажим облегчает другой ноге подтягивание педали, а подтягивание, в свою очередь, облегчает работу ноги при нажиме.

На протяжении всего оборота шатуна носок ступни немного опущен вниз.

Колени велосипедиста должны двигаться в строго параллельных плоскостях, не отклоняясь наружу. Если велосипедист привык педалировать, «разбрасывая» колени в стороны, ему рекомендуем некоторое время педалировать, развернув пятки в стороны и прижимая колени к верхней трубе рамы.

Основа хорошего педалирования — легкость, плавность, свобода движений. Любая работа требует на первых порах чрезмерного напряжения мышц. В нее включаются мышцы, которые только тормозят движение. По мере совершенствования навыков езды движения человека приобретают легкость и свободу, появляется «чувство педали» (велосипедист начинает тонко ощущать движение педали при нажиме и подтягивании).

Езда по ровной дороге. На ровных участках пути следует избегать резких ускорений и замедлений скорости. При равномерном педалировании организму будет легче справляться с нагрузкой.

Не делай лишних движений, особенно раскачиваний туловищем — это создает излишнюю физическую нагрузку и приводит к зигзагообразному пути велосипеда. Избавиться от такой ошибки можно, если проезжать на велосипеде несколько километров, не держась за руль. Повторять прием следует до тех пор, пока не исчезнут ошибки в технике езды.

Езда на подъемах. На пути велосипедиста встречаются подъемы разной длины и крутизны. На пологом подъеме надо плотно сидеть в седле и одной ногой давить на педаль, другой сильно подтягивать педаль вверх при помощи ремешка. Короткие подъемы преодолеваются с ходу после предварительного разгона. Для облегчения прохождения вершины подъема прибегают к способу «танцовщица». На пологих затяжных подъемах сначала надо ехать сидя на седле, а когда скорость начнет падать, особенно перед концом подъема, целесообразно встать с седла и с помощью способа «танцовщица» пройти верхний его участок. Если подъем длинный, то езду способом «танцовщица» необходимо чередовать с ездой на седле.

Основная задача при педалировании способом «танцовщица» — попеременно переносить вес тела на выпрямленную ногу так, чтобы основную нагрузку несли кости бедра и голени, а мыщцы расслаблялись (рис. 8). При этом способе езды туловище движется почти по прямой линии. Когда давишь на педаль правой ногой, левая рука нажимает на руль вниз, а правая тянет его вверх.

Большое внимание при движении на подъеме следует уделить ритмичному движению. Не задерживай его при езде на пологом подъеме.: На крутом сопротивление резко возрастает, и, следовательно, организм начинает испытывать большую нагрузку при той же частоте педалирования. Здесь, как правило, частота дыхания должна соответствовать ритму движения ног: выдох делается во время нажима на одну педаль, вдох — в период переноса веса тела на другую педаль.

Езда на спусках. Так как условия педалирования во время прохождения спусков значительно облегчаются, велосипедист может просто катиться и какое-то время отдыхать, не снижая скорости. Скорость на спусках бывает очень высокой и доходит порой до 40—50 км/час, поэтому техника преодоления спуска должна быть безукоризненной. Ошибки при торможении или выборе правильного направления движения могут привести к падению. При подходе к спуску надо мысленно представить путь прохождения этого спуска, затем, согнув руки, наклонить туловище к рулю и внимательно следить за дорогой. Площадь лобового сопротивления при низкой посадке будет минимальной, и высокая скорость может даже на небольшом спуске на какое-то время сохраниться.

Если на дороге встречается много спусков и среди них есть длинные, рекомендуется чередовать положение ног: поочередно выпрямляй то левую, то правую ногу, давая мышцам отдых.