Праздник на колесах

В литовском городе Шяуляе большим спортивным праздником отметили открытие велосипедной трассы, проложенной к зоне отдыха, — лесам, озерам, рекам, окрестностям поселков Бубяй и Куртувенай. Начала также работать база с пунктом проката для всех и тренировочным центром для спортсменов-разрядников.

В первый коллективный пробег по новой трассе покатили велосипедисты всех поколений — от воспитанников детских садов до пенсионеров. Правда, первые, преодолев полтораста метров, вернулись к своим воспитательницам и матерям, а остальные (среди них были целые семьи, рабочие бригады) помчались веселой скоростью до финиша.

Парад открывали велосипедные реликвии. Тут можно было увидеть машину начала века с огромным передним колесом, сделанный
умельцами деревянный «самокат» эпохи Возрождения, семейство тандемов и, разумеется, всю коллекцию подростковых велосипедов, выпускаемых местным заводом «Вайрас». Изобретательности организаторов праздника можно позавидовать. Были и фейерверк, и виражи спортивных самолетов, возивших по небу транспаранты с поздравлениями любителям спорта, и разные аттракционы, в том числе велосипедный слалом. Работала и выставка, где экспонировались двухколесные машины разных моделей и стран.

Одолевшие новую трассу получили специальный значок. Вот два интервью, взятых на финише:
А. Звилна, 61 год, работник домоуправления № 3:
— Велосипед — мой верный друг. В молодости объездил всю Литву, ездил даже в Латвию. Не знаю, что такое бессонница. Всегда бодр на работе. Побольше бы таких трасс в нашей стране.

А. Гегяцкас, бригадир домостроительного комбината:
— За свою жизнь я «износил» семь велосипедов. Это — уже восьмой. Собственной конструкции. Всегда на нем езжу на работу. Считаю, что здоровьем я полностью обязан ему...

Открытая трасса будет совершенствоваться и расти. Вдоль нее возникнут павильоны изящных архитектурных форм, где велосипедисты смогут выпить кофе с бутербродами и приобрести освежающие напитки. Здесь же будут открыты пункты ремонта.

— С чего все это началось? — говорит энтузиаст велосипедного движения председатель Шяуляйского горисполкома Кястус Вацловович Залецкис. — Наверное, с того, что в послевоенные годы на базе небольшого предприятия был создан завод «Вайрас» для производства подростковых велосипедов. Ныне они экспортируются во многие страны.

По инициативе завода и республиканской молодежной газеты «Комъяунимо Тнеса» стали проводить традиционные ежегодные соревнования подростков. Так начали складываться «велосипедные традиции» и появилось отношение к двухколесному другу как к хорошему помощнику в будний день, товарищу во время досуга, источнику бодрости и здоровья... И вот партийные, советские, общественные организации всерьез создают условия для любителей этого вида транспорта.

В феврале 1980 года горисполком принял решение и утвердил план мероприятий по популяризации велосипедного движения в городе. Каковы они?

Управление коммунального хозяйства строит и оборудует подъезды к местам массового отдыха, сооружает площадки для стоянки и хранения велосипедов, обучения езде на них.

Комбинат бытового обслуживания открыл пункт проката велосипедов, разработал модели и шьет удобную одежду для велосипедистов. Городская автоинспекция по выходным дням некоторые улицы предоставляет в распоряжение пешеходов и велосипедистов.

Намечены для популяризации велосипеда среди подростков соревнования сильнейших гонщиков в езде по улицам города. При 16-й средней школе создан специализированный класс велоспорта, началась подготовка общественных тренеров и судей. Городская газета «Раудонойи велява» проводит конкурсы и викторины, касающиеся велоспорта, правил движения. Вот еще один факт: шяуляйцы ежегодно покупают около 3000 велосипедов (в городе 120 тысяч жителей).

Человек, который 180 лет тому назад изобрел велосипед, сегодня опять поворачивается к нему лицом. Шяуляйцы, пожалуй, в этом деле — одни из первых застрельщиков в нашей стране. Они заботятся, чтобы двухколесная машина заняла достойное место в жизни горожан — экономила бы время в поездке на работу, служила досугу и главное — способствовала здоровью. Ведь не случайно говорят, что велосипед продлевает жизнь каждого в среднем на пять лет.

                                                                               Газета «Правда» от 31 августа 1981 г.