Спицы

Разборка и сборка спиц, как правило, производятся в специализированной мастерской. Однако при должном навыке и при достаточно правильной форме обода это можно делать самостоятельно. Передние и задние колеса отличаются по количеству спиц: в переднем колесе 32 спицы, в заднем — 36. Спицы заднего колеса несколько короче спиц переднего. При необходимости можно использовать обод переднего колеса под заднюю втулку и наоборот. При этом следует так устанавливать спицы, чтобы свободные отверстия в ободе или на фланцах втулки располагались симметрично относительно друг друга. Велосипедное колесо имеет запас прочности, и отсутствие нескольких спиц допустимо. Но опять-таки следует обратить внимание на то, чтобы отсутствующие спицы располагались симметрично по ободу колеса, иначе может произойти деформация обода и поломка остальных спиц.

Разборка спиц производится путем ослабления и отвинчивания ниппелей спиц (гаек, закрепляющих конец спицы в ободе) с помощью ниппельного ключа и снятия спиц равномерно по окружности обода. Чтобы не растерять ниппеля и шайбы, их следует сразу же надевать на спицы, стараясь при этом не менять спицы и ниппеля.

Сборка спиц. Рассмотрим два варианта сборки спиц. При первом варианте вначале устанавливаются четыре опорные спицы. При втором — сборка спиц производится по каждому фланцу вилки отдельно.

Первый вариант. Для удобства положите обод колеса на плоскую поверхность. В середине поместите втулку. Соберите четыре опорные спицы, по две с каждого фланца втулки. Для этого в любое отверстие любого фланца вставьте наружную спицу, т. е. спицу, которую ставят с внутренней стороны
наружу. Через два отверстия на этом же фланце передней втулки (через четыре отверстия на фланце задней втулки) вставьте внутреннюю спицу, устанавливаемую с наружной стороны внутрь. Эти спицы вставляются в отверстия обода через одно отверстие, причем так, чтобы это свободное отверстие на ободе приходилось точно напротив середины фланца между двумя вставленными спицами. Аналогично вставьте спицы в противоположные отверстия другого фланца втулки и в отверстия обода, одно из которых должно быть расположено между уже вставленными спицами, а второе рядом с ним с любой стороны. Итак, четыре отверстия подряд на ободе заняты опорными спицами. Следующие спицы устанавливают в любой последовательности, но при соблюдении такого правила: соответствующие спицы (внутренние или наружные) вставляют во фланец втулки через одно отверстие друг от друга, а в отверстие обода— через четыре отверстия на пятое, считая все отверстие на ободе, куда вставлена предыдущая соответствующая спица.

Для облегчения сборки спиц рекомендуется вставлять вначале все внутренние спицы, а затем все наружные.

Второй вариант. Вставьте наружную спицу в отверстие одного фланца и пропустите ее через любое отверстие обода. Следующую наружную спицу того же фланца вставьте с той же стороны, пропустив одно отверстие на фланце и три отверстия на ободе по направлению движения часовой стрелки. В том же порядке (на втулке через одно и на ободе через три отверстия) вставьте все остальные наружные спицы. Первую внутреннюю спицу вставляют в седьмое (пропустив шесть) отверстие фланца и во второе отверстие на ободе, считая от первой наружной спицы. Вторую внутреннюю спицу пропускают через одно отверстие во фланце и через три отверстия на ободе от первой внутренней спицы. В том же порядке вставляют все остальные внутренние спицы. Заполнив один фланец, соберите спицы второго фланца. Таков порядок установки спиц на переднем колесе.

На заднем колесе при 36 спицах наружные спицы набирают так же. Первую внутреннюю спицу вставляют в предыдущее отверстие на фланце и в четырнадцатое отверстие на ободе (считая против часовой стрелки от первой наружной спицы). Вторую внутреннюю спицу на фланце вставляют в ближайшее отверстие, а на ободе — через три отверстия в четвертое от первой внутренней спицы, считая против часовой стрелки. В том же порядке устанавливают все остальные внутренние спицы, а затем в том же порядке набирают второй фланец.

По мере установки спиц их следует закреплять с помощью ниппеля, но вначале лишь для того, чтобы только обозначить порядок расстановки спиц. После того как спицы вставлены и порядок их расстановки проверен, следует постепенно по окружности обода завинчивать ниппеля спиц. Надо следить за тем, чтобы концы спиц по возможности выходили из отверстий обода равномерно, иначе возможно биение колеса по диаметру. Правильность натяжения спиц можно проверить при собранной втулке, держа колесо за концы оси втулки. При вращении колеса будут видны явные деформации обода. Окончательное натяжение спиц производится на колесе, установленном в вилку рамы.

Биение колеса по диаметру (эллипс) и перекос колеса (боковое биение, или «восьмерка») проверяются при вращении колеса по положению обода относительно пера вилки. Для этой цели рекомендуется использовать кусок мела, установив его рукой на вилке. По меловым отметкам можно фиксировать искривления обода. Биение колеса по диаметру устраняется подтягиванием ряда спиц обоих фланцев втулки со стороны «боя» и ослаблением спиц обоих фланцев с противоположной стороны. Боковое биение устраняется ослаблением спиц на одной стороне колеса и подтягиванием спиц с другой стороны. Следует помнить, что если натянуть спицы с левого фланца, то колесо будет «бить» влево, при ослаблении спиц того же фланца колесо будет «бить» вправо. Обратное явление наблюдается при натяжении или ослаблении спиц со стороны правого фланца. Практически приходится ослаблять и натягивать одновременно несколько спиц. Чтобы не сорвать резьбу, рекомендуется не подтягивать уже достаточно натянутые спицы, а ослаблять спицы с другого фланца.

После окончательного натяжения спиц необходимо выступающие из ниппеля концы спиц спилить, зачистить напильником и закрыть предохранительной лентой. Спицы должны быть натянуты туго, но не чрезмерно. Слишком сильное затягивание спиц может привести к нарушению резьбы ниппелей и спиц, поломке спиц при езде. При правильной центровке колеса биение должно быть в пределах нескольких миллиметров. Совершенно недопустимо такое биение, когда обод или шина касаются пера вилки при вращении колеса.