Чемпионаты СССР по велоспорту

Первый чемпионат СССР был проведен в 1923 г. на Московском беговом ипподроме. Он стал крупнейшим спортивным событием года. В соревнованиях участвовали 80 велосипедистов Москвы, Петрограда, Тифлиса (Тбилиси), Тулы, Рязани и других городов страны. Это был смотр достижений молодого советского велоспорта. Первым победителем в спринтерской гонке на полторы версты был москвич В. Ипполитов.

В программу чемпионата входили еще два вида: командная гонка на 7,5 версты — ее выиграли члены клуба «Красная Пресня» — и гонка с лидером на 50 верст, в которой первенствовал москвич Г. Козлов. В 1924 г. в Москве прошел второй чемпионат СССР, в программу которого вошла спринтерская гонка для женщин. Этот титул впервые присвоен был гонщице из Ярославля Н. Прозоровой, а у мужчин его завоевал туляк Д. Соловьев. Затем по тем или иным причинам в проведении чемпионатов наступил долгий — до 1936 г. — перерыв. В немалой степени они заменялись другими большими соревнованиями — Всесоюзной спартакиадой 1928 г., чемпионатами РСФСР, всесоюзными слетами мастеров спорта.

С 1927 г. в соревнованиях по шоссе стали участвовать женщины.

Все 12 лет (1924—1936 гг.) официальным чемпионом СССР в спринте оставался знаменитый гонщик из Тулы Дмитрий Соловьев, который начал выступать в соревнованиях еще в 1916 г. В 1936 г. он блестяще подтвердил свое звание чемпиона страны.

Создание в 1936 г. добровольных спортивных обществ (ДСО) имело большое значение в развитии советского велоспорта. Стали регулярно проводиться чемпионаты СССР и республик по треку и шоссе, велокроссу, а также велотуры по союзным республикам.

В августе 1937 г. успешно проведена первая Всесоюзная многодневная велогонка на 2509 км. Через год по стране прошел первый велотур. 126 его участников на простых машинах соревновались на дорогах России, Украины и Белоруссии. Несмотря на плохие дороги, средняя скорость гонки достигала 26 км/ч.

В 1940 г. чемпионат СССР впервые прошел на старейшем в стране тульском треке. С этого года и в дальнейшем (кроме 1941 и 1942 гг.) на нем было проведено более 20 чемпионатов страны — больше, нежели на других треках.

В послевоенный период изменился характер велосипедных гонок— от индивидуальных видов соревнований уклон делается в сторону групповых и командных соревнований. Возросла техническая оснащенность велосипедистов, улучшилась их техника владения машиной, что позволило заметно повысить скорость в гонках по треку и шоссе. Вступление в строй Харьковского велосипедного завода (1947 г.) создавало базу дальнейшего развития массового велоспорта. Ставится задача повышения спортивного мастерства гонщиков, завоевания ими мировых рекордов.

Расширялась и совершенствовалась программа всесоюзных соревнований по велосипеду с учетом его популярности у жителей сельских районов. Возобновляются встречи с ведущими зарубежными гонщиками; советские велосипедисты используют новинки — большие передачи, езду с переменной скоростью, что особенно важно было в спринтерской гонке, расширяют свой тактический арсенал.

С созданием в 1951 г. Национального олимпийского комитета СССР, который был признан МОК и вошел в него, открывался путь к участию советских велосипедистов в крупных международных соревнованиях.

Первое боевое крещение на Олимпийских играх 1952 г. в Хельсинки явилось школой для наших велосипедистов. Пришлось пересмотреть систему наших тренировок с упором на специальную, силовую и техническую подготовку. Был разработан научно обоснованный комплекс специальных упражнений для велосипедистов — членов сборной команды страны. Большее значение придается их тактической и психологической подготовке. Ставится вопрос о необходимости постройки крытого велотрека, с тем чтобы эффективнее проводить межсезонную подготовку, продолжать строительство цементных открытых треков в южных районах страны.

В начале 50-х гг. идет усиленный штурм рекордов. Только в одном 1955 г. советские велосипедисты на своих треках обновили 11 мировых рекордов. В 1964 олимпийском году немало рекордов СССР было установлено на иркутском треке с деревянной дорожкой, причем результаты также превышали мировые рекорды как среди мужчин, так и среди женщин.

С целью дальнейшего повышения мастерства трековых и шоссейных гонщиков чемпионаты СССР стали проводиться с 1972 г. в новом виде — парной шестидневной гонке. С 1973 г. с открытием трека в Ленинабаде начали организовываться зимние чемпионаты СССР по шестидневной групповой гонке на треке, с тем чтобы поднять уровень специальной подготовки спортсменов.

В 1971 г. чемпионат страны был проведен раздельно среди мужчин и женщин, хотя надо признать, что нововведение снизило интерес зрителей.

С 1974 по 1978 г. в целях лучшей подготовки к ответственным соревнованиям, в частности к олимпийским играм, чемпионаты страны проводились в три тура с тем, чтобы продлить период участия велосипедистов в соревнованиях (до восьми месяцев). Со вступлением в строй олимпийского велотрека в Крылатском стало возможным проведение круглогодичных тренировок и соревнований. В 1980 олимпийском году на этом треке стартовал первый зимний чемпионат СССР, который прочно вошел в общесоюзный календарь соревнований по велосипедному спорту.

В спринтерской гонке — самом престижном виде трековых соревнований — наибольшее число побед одержал грузинский гонщик Омар Пхакадзе. С 1963 по 1973 г. он неизменно, кроме 1965 г., завоевывал первенства. По столько же побед в спринте — 10 среди женщин одержали Галина Ермолаева и Галина Царева. Если считать не только летние, но и зимние чемпионаты, то здесь пальма первенства в спринте принадлежит туляку Сергею Копылову — 11 побед. Кроме того, он однажды был чемпионом мира в этом виде.

Среди гонщиков-преследователей лидерство остается за ленинградцем Станиславом Москвиным — 9 побед (1958—1969). Пять раз побеждал в этом виде его земляк олимпийский чемпион Владимир Осокин, дважды — Николай Макаров (Ташкент) и ленинградец Вячеслав Екимов, который дважды выигрывал и на чемпионате мира (1985— 1986 гг.). У женщин рекордное число побед в этом виде принадлежит тулячке Тамаре Гаркушиной — 10 (1966—1979).

В олимпийском виде гонок — гите на 1 км два лидера — ленинградец Вениамин Батаен (1936—1948) и омичанин Эдуард Рапп (1971 — 1979), одержавшие по семь побед. Четыре раза чемпионом страны был туляк Борис Романов и три — москвич Ростислав Варгашкин. Лучший результат чемпионатов для цементных треков имеет Александр Панфилов — 1.04,937. На треках с деревянным покрытием рекорд чемпионатов держит Сергей Копылов (Тула) — 1.04,482, показан в 1984 г. в Крылатском. Ему же принадлежит и мировой рекорд для цементных треков — 1.03,94, установленный в 1983 г. на чемпионате мира в Цюрихе.

Первым чемпионом СССР в гонках по шоссе в 1924 г. стал И. Лепетов из г. Богородска. 100 км он прошел за 3:41.50,1. Победителем в 100-километровой групповой гонке в дни Всесоюзной спартакиады 1928 г. был москвич А. Ерохин — 3:22.57,2, а у женщин на дистанции 10 км — Т. Никанорова (М) — 20.56,8. Чемпионаты были возобновлены в 1937 г. Последующие годы выявили таких замечательных гонщиков-шоссейников неоднократных чемпионов страны в групповых гонках, как Федор Тарачков, Алексей Кондрашков, Алексей Логунов, а среди женщин — Л. Рутковская, А. Новикова, Т. Новикова, М. Лукшина.

В 1950 г. впервые была разыграна на шоссе командная гонка на 100 км, в которой первенствовали динамовцы (2:28.14,5). Первую послевоенную многодневную гонку в 2663 км (14 этапов) выиграл Виктор Капитонов, который четыре года спустя после этого завоюет золотую олимпийскую медаль (Рим, 1960 г.). На шоссейных трассах чемпионатов страны оттачивалось мастерство будущих участников велогонок Мира — А. Череповича, В. Капитонова, А. Петрова, Ю. Мелихова, В. Нелюбина, Ю. Коледова, П. Вострякова, Б. Бебенина, С. Гусейнова, А. Олизаренко, С. Морозова, А. Аверина и многих других известных гонщиков нашей страны.