Итоги и перспективы велоспорта 1976 г.

Страницы: 1 2 3

Если взглянуть на расстановку сил между ДСО и ведомствами на последней Спартакиаде народов СССР, то тут мы должны отметить динамовцев, принесших своему обществу 127 зачетных очков, армейцев (124 очка) и гонщиков «Буревестника» (.36 очков). И в этом нет ничего неожиданного, так как именно эти спортивные организации уже долгое время ведут между собой спор за первенство. Ну а то, что среди аутсайдеров оказались вдруг представители «Спартака» и «Локомотива», настораживает. Лишь по 6 очков принесли в копилку своих коллективов гонщики этих обществ. При этом железнодорожников можно было встретить лишь в командах Ленинграда и Туркмении, в то время как динамовцы выставили 29 человек, армейцы—31. Комментарии, как говорится, излишни...

Примерно такая же картина наблюдалась и на треке в Тбилиси. Состязания в столице Грузии принесли любителям велосипедного спорта немало приятных минут. Они познакомили нас с талантливым гонщиком из Краснодара Александром Перовым, сумевшим умело победить своих соперников в индивидуальной гонке преследования.

Какова же нынешняя расстановка сил внутри отечественного велоспорта и какой вклад вносят, судя по итогам минувшего года, наши общества, ведомства, города и республики в подготовку мастеров высшего класса (табл. 1)?

О чем говорят эти цифры? Например, хотя бы о том, что в южных союзных республиках, таких, как Грузия, Таджикистан, отчасти Киргизия (трек), Армения, Азербайджан, где имеются отличные климатические и материальные
возможности для развития велоспорта, спортивные организации не уделяют ему должного внимания. Мы вправе ожидать большего от тренеров и специалистов, работающих в Белоруссии, Узбекистане, а также в Москве и Ленинграде.

Обратимся опять к таблице. На этот раз речь идет о вкладе в подготовку мастеров спорта и мастеров спорта СССР международного класса наших ДСО и ведомств (табл. 2). Как видно из таблицы, Спорткомитет СССР не может быть удовлетворен положением дел с подготовкой мастеров высокого класса в обществах: «Труд», «Трудовые резервы», «Локомотив», «Буревестник» (трек).

Небезынтересно ознакомиться еще с одной таблицей, которая дает наглядное представление о подготовке кандидатов в сборную команду страны (табл. 3).

Остановимся подробнее на проблеме подготовки спортсменов высшей квалификации, на роли и задачах наших тренеров. Более 2500 наставников молодежи работают в велосипедных секциях нашей страны. Из них 2478 человек — с шоссейниками, 133 — с гонщиками на треке. Под их руководством воспитывается огромная армия велосипедистов — 445 000 спортсменов. Совершенно ясно, что у нас все еще существует нехватка специалистов. Действительно, на одного тренера по треку приходится 35 гонщиков, а по шоссе— 178. Последняя цифра с трудом поддается воображению, но факты — упрямая вещь.

Каковы же роль и ответственность тренера за порученное ему дело? Наши лучшие спортивные педагоги, такие, как Л. Живодеров, В. Петров, Г. Павлухин, А. Кузнецов, Е. Барымов, В. Соколов, Л. Колумбет, А. Дохляков, Л. Корбут, В. Кравцов, и многие другие всегда подходили к своему труду с большими, поистине государственными мерками. Высокое чувство ответственности, глубокие и разносторонние знания, большая духовная культура — вот отличительные черты этих замечательных тренеров.

Но, к сожалению, успех сопутствует не всем нашим наставникам. В специализированных детско-юношеских спортивных школах РСФСР, например, в прошлом году ни один из 51 тренера не смог подготовить ни одного мастера спорта СССР.

Крайне низка отдача тренеров, работающих в спортивных школах олимпийского резерва на Украине. Из 210 юных велосипедистов, занимающихся в них, никто в прошлом году не выполнил нормы мастера спорта. А ведь именно в тренере, его энергии, знаниях и самоотдаче — успех всего нашего дела.

У. Тоома
Мастер спорта СССР У. Тоома — чемпион СССР 1975 г. в парной гонке на треке

Т. Вилламс
Чемпион СССР 1975 г. Т. Вилламс сразу после финиша 100-километровой групповой гонки на треке