По итогам чемпионата мира 1978 г.
Изучение, анализ и внедрение всего передового, что применяют зарубежные тренеры и спортсмены, в сочетании с разработкой собственной прогрессивной методики подготовки гонщиков — непременное условие ускоренного повышения спортивного мастерства в нашем велоспорте.
К сожалению, в последние годы этот важнейший раздел работы был упущен тренерами, готовившими сборную страны по велоспорту на треке. Они не только глубоко не вникали в суть происходящих на международной арене процессов, но даже ряд лет не выступали в печати по итогам чемпионатов мира.
В результате широкий круг тренеров, работающих в спортивных организациях страны, получил гораздо меньше новой информации, направленной на совершенствование подготовки.
В результате — отставание в уровне достижений от лучших гонщиков других стран, потеря наших позиций на чемпионатах мира, особенно в олимпийских видах программы.
Чемпионат мира 1978 г., проходивший на олимпийском треке Мюнхена с 16 по 21 августа, показал реальное соотношение сил за два сезона до XXII Олимпийских игр в Москве, позволил увидеть достоинства и недостатки соперников, в основном в области техники и тактики. Прежде всего следует отметить, что
технические достижения в велоспорте на треке продолжают повышаться весьма быстрыми темпами, особенно в гонках преследования. Например, в индивидуальной гонке на 4 км результат у гонщиков-любителей (У. Унтервальдер. ГДР — 4.34,66) более чем на 10 с (почти на 4%) превзошел достижение, показанное на том же треке чемпионом Мюнхенской олимпиады К. Кнутсеном. А ведь прошло всего-6 лет!
В командной гонке преследования на 4 км 5 команд (ГДР, СССР, Швейцария, ЧССР и ФРГ) превзошли результат чемпиона Олимпиады 1972 г. Улучшение результата в гите на 1 км составило 2%. В плане роста скоростей скромнее других олимпийских видов программы выглядел спринт (правда, у основной массы гонщиков уровень скоростной подготовки выровнялся), зато резко возросла тактическая активность и агрессивность в ведении гонки спринтерами.
Таким образом, рост в уровне достижений на треке за полтора олимпийских цикла составил: в индивидуальной гонке преследования — 0,7% в год, в командной гонке — 0,4%, в гите на 1 км —0,3%.
Эти данные необходимы для составления реальной программы подготовки наших велосипедистов к Олимпиаде-80. Постоянный объективный анализ развития достижений в каждом виде гонок необходим для перспективного планирования подготовки.
Для уверенного движения вперед не менее важно хорошо продумать и определить факторы, обеспечивающие на будущее рост специальной работоспособности гонщиков в каждом отдельном виде гонок.
Здесь исключительно полезной может быть помощь спортивной науки. Но и сами тренеры должны реально представлять, за счет каких качеств гонщика можно повысить скорость езды, как улучшить специальную подготовленность спортсмена для выступления на той или иной дистанции.
Несомненно, что на современном этапе развития велоспорта лучше всех решить эту задачу сумели специалисты и тренеры Германской Демократической Республики.
К сожалению, наши тренеры, готовившие после Мюнхенской олимпиады 1972 г. советскую сборную, не сумели увидеть главное, решающее направление в подготовке гонщиков ГДР. Они усиленно внедряли через всесоюзный календарь и положения о соревнованиях внутри страны формальные, ничего не определяющие, а порой и вредные, неприемлемые для наших природных условий (в отсутствие зимних велодромов) организацию и методы подготовки.
В такой обстановке никакой речи не могло быть о том, чтобы создать в методике что-то свое новое, оригинальное, эффективное. Ни прошлый опыт, принесший ряд побед на чемпионатах мира, ни творческие находки тренеров-практиков, воспитанники которых неоднократно обыгрывали гонщиков сборной СССР, ни рекомендации ученых не были полностью учтены при подготовке наших трековиков к крупнейшим международным соревнованиям.
Так в чем же преимущество системы подготовки гонщиков ГДР? Что обеспечивает им высокую специальную работоспособность и стабильность выступлений?
Факторов, определяющих успех, много. Главные из них: жесткая дисциплина, серьезная работа по совершенствованию аэродинамичности посадки и техники педалирования, выполнение повышенных объемов интенсивных упражнений в специальной подготовке, хороший контроль за переносимостью нагрузок и эффективная система восстановления работоспособности, совершенствование материальной части и т. д.
Одним из главнейших факторов физической и функциональной подготовки, обеспечивающих высокую специальную работоспособность спортсменов ГДР в циклических видах спорта, связанных с преодолением спортсменами сопротивления среды (плавание, гребля, велоспорт), является специальная силовая подготовка в специфичном виде деятельности.
И если наши пловцы уже давно работают в этом направлении и не только сократили разрыв, но и стали побеждать пловцов ГДР, многие гребцы-академисты также пересмотрели свои прежние концепции, усовершенствовали методику тренировки и приступили к реализации программы силовой подготовки, то в велоспорте эта работа пока серьезно ведется лишь в Куйбышеве (старший тренер В. П. Петров) и Ленинграде (старший тренер А. А. Кузнецов). Последний разработал стройную, последовательную программу силовой подготовки и развития силовой выносливости и ряд лет использует для этого специальные инерционные велостанки с регулируемым торможением, водные велосипеды — катамараны и другие специальные тренажерные средства. Именно глубоко продуманной, научно обоснованной методикой формирования и подготовки молодых гонщиков в группе А. А. Кузнецова объясняется высокая эффективность его работы и хорошие достижения его воспитанников.
В сборной страны на треке и с ведущими гонщиками спортивных организаций такая работа до 1978 г. практически почти не проводилась. Наряду с другими упущениями это и предопределило наше отставание в гонках на треке.
Для быстрой ликвидации затянувшегося периода отставания главный тренер сборной страны Б. А. Васильев с конца 1978 г. уделяет много внимания совершенствованию системы подготовки гонщиков на треке.
Что же показал чемпионат мира 1978 г. по велоспорту?
Остановимся конкретно на отдельных видах программы.
- Гонка на время на 1 км с места и некоторые общие положения
- Индивидуальная гонка преследования на 4 км
- Командная гонка преследования на 4 км
- Спринтерская гонка