Шоссе. Групповая гонка на 189 км (28 июля)

Гонка была наиболее представительным видом программы, венчавшим соревнования Олимпийских игр по велоспорту. В ней приняли старт 115 гонщиков из 32 стран всех континентов. Гонка завершилась блестящей победой советских спортсменов.

Уникальная трасса в Крылатском предъявила высокие требования к подготовленности гонщиков. Сумма перепадов всех подъемов на 14 кругах превысила 3 км, число различных поворотов, каждый из которых обладает индивидуальной характеристикой, более 1000. Случайных победителей быть не могло. Сама трасса требовала универсальности, бойцовских качеств, выносливости и быстроты, смелости и техничности. Гонщик должен быть зрелым стратегом и тонким тактиком.

Именно такими мастерами оказались С. Сухорученков и Ю. Баринов. Год за годом, шаг за шагом они уверенно шли к олимпийским медалям, побеждая в десятках самых престижных гонок: велогонке Мира, Туре дель'Авенир, Джиро делле реджиони, турах Болгарии и Югославии и многих других. Им помогали тренеры, научные сотрудники, врачи, массажисты, механики. Они были готовы победить и уверенно сделали это. Но и А. Яркин, и Ю. Каширин не были статистами в этом грандиозном пятичасовом спектакле. Они, уже ставшие олимпийскими чемпионами 1980 г., сделали все для успешной атаки Сухорученкова и Баринова, умело контролируя ситуацию в основной группе олимпийской гонки.

Ушедший на третьем круге вместе с нашими гонщиками Ч. Ланг (Польша) сначала активно поддерживал работу в отрыве, но затем, когда отрыв вырос до двух с половиной минут, он снизил активность. В такой ситуации по всем канонам личной тактической выгоды нужно беречь силы, чтобы на финише обыграть партнеров по «побегу». И он это начал делать, не исключая надежды на победу.

В этой обстановке — в заключительной фазе гонки — нашими тренерами было принято единственно правильное решение, которое могло гарантировать победу, не ставя ее в зависимость от случайностей при групповом финише: любой из двух наших лидеров должен был уйти вперед, а второй остаться с Лангом. За четыре круга до финиша в конце самого тяжелого подъема на питательном пункте, когда польские тренеры, основательно снабжая Ланга питанием и питьем, вынудили его отстать на 10—15 м от Сухорученкова, Сергей сделал рывок, который фактически стал финишным спуртом к золотой медали.

Примерно 300 м продолжался этот предельный по напряжению «спринт», пока Ланг понял, что ему не догнать Сухорученкова. Сергей проходил круг за кругом по 20 минут, выдерживая скорость, как в начале гонки.

Один за другим гонщики, не выдерживая трудностей борьбы, сходили с дистанции. Основная группа из 25 спортсменов также начала рассыпаться. Чуть меньше чем за 2 круга до конца вперед вырывается хорошо подготовленная пятерка, которая вскоре тоже дробится. На одном из подъемов Т. Барт из ГДР делает рывок, который смог принять только поляк Т. Войтас. И вот в тройке, претендующей на 6—8-е места на последнем круге, остаются наш Яркин, голландец Ван дер Пуль и француз Форе. Каждый из троих хотел быть хотя бы шестым. Француз и голландец по очереди предприняли несколько ускорений на подъемах, но А. Яркин все их выдержал, а при входе на финишную прямую, примерно за километр до конца гонки, оторвавшись от преследователей на 50 м, финишировал шестым.

Результаты в групповой шоссейной гонке на 189 км
1.  С. Сухорученков (СССР)         — 4:48.28,9
2.  Ч. Ланг (Пол)                         — 4:51.26
3.  Ю. Баринов (СССР)                 — 4:51.26
4.  Т. Барт (ГДР)                         — 4:56.12
5.  Т. Войтас (Пол)                      — 4:56.12
6.  А. Яркин (СССР)                     — 4:56.54

Групповая шоссейная гонка на 189 км. На дистанции (слева направо): олимпийский чемпион С. Сухорученков (СССР), серебряный призер Ч. Ланг (ПНР) и бронзовый — Ю. Баринов (СССР)