Скорость, еще раз скорость!

С боковой дороги (а с трибун казалось, что прямо из леса) парадным строем вышел военный духовой оркестр со штандартами, стягами и, промаршировав несколько десятков метров, остановился у финишной черты. Грянул марш, и на пьедестал почета, установленный прямо посреди шоссе, поднялись двенадцать гонщиков, двенадцать призеров Игр XXII Олимпиады. В центр пьедестала, на самое высокое место, взошли советские велосипедисты.

2 часа 1 минута 21,74 секунды понадобилось победителям, чтобы преодолеть 101-километровую трассу.

...Тон гонке задали болгарские гонщики, возглавляемые опытным Н. Стайковым. Они стартовали пятыми, и их время на первом отрезке пути — 32,20 — стало ориентиром для остальных. Ни чехословацким, ни бельгийским, ни шведским спортсменам, которые ушли в путь следом, не удалось превысить этот результат.

А что покажет советская команда? Буквально накануне старта в ней произошли изменения. Место С. Прибыла, который не очень уверенно выглядел в последних прикидках, занял А. Яркин. И фактически в таком составе — О. Логвин, С. Шелпаков, Ю. Каширин, А. Яркин — наша сборная выступала впервые. Но опасения болельщиков оказались напрасными. Когда наша команда миновала первый контрольный пункт и на табло появились цифры —31,35, стало ясно: сборная СССР настроена только на победу.

Однако выдержит ли она взятый темп? Эти сомнения появились после того, как стали известны результаты гонщиков на первой половине дистанции. Команда ГДР, в которую входили три чемпиона мира — Ф. Боден, Б. Дроган и Г.-И. Хартник, а также молодой, но уже хорошо известный гонщик О. Людвиг, увеличила скорость и вышла на второе место. Правда, разрыв между ней и сборной СССР Не сократился, а возрос с 48 секунд до 50, но это еще ни о чем не говорило, ибо велосипедисты ГДР вторую четверть дистанции прошли значительно лучше, чем первую, и, следовательно, наращивали темп.

Лишь после отметки «75-й км» поклонники советской команды смогли вздохнуть спокойно: наши велосипедисты не только сохраняли взятый темп, но даже прибавляли на каждом отрезке пути — отрыв от ближайшего соперника все рос и рос. А потом выяснилось, что сами чемпионы мира — спортсмены из ГДР — не смогли сохранить свою высокую скорость и на финише только сотые доли секунды отделили их от чехословацкой команды, завоевавшей в итоге бронзовые медали.

Виктор Капитонов, олимпийский чемпион Рима, тренер наших велосипедистов, побеждавших в Мюнхене, Монреале, а теперь и здесь, в Москве, раскрывая «секреты» победы, сказал:
—       Тактика у нас была одна — сразу же со старта задать высокую скорость, ошеломить соперников и выдержать взятый темп до конца. Ребята справились с этой задачей.

—       Вы знали, как идут ваши соперники по трассе? — спросили у капитана команды Юрия Каширина.

—       Ветер был очень сильный, и мы почти не слышали, что кричал нам тренер. Уловили только слово «плюс» — значит, идем лучше других. Вот и старались этот «плюс» сохранить.

Наши велогонщики, продолжившие славные традиции своих предшественников — чемпионов Мюнхена и Монреаля, живут в разных городах, тренируются у разных тренеров. Юрий Каширин — из Ростова, учится в институте инженеров транспорта. Олег Логвин — минчанин, студент института физкультуры. Сергей Шелпаков — из Омска, тоже студент института физкультуры, Анатолий Яркин — из Куйбышева, он военнослужащий. Но чем-то все четверо похожи. Все молоды, самому старшему, Шелпакову, 24 года, все примерно одинакового роста, веса, обладают почти одинаковыми физическими данными, что немаловажно для согласованных действий в командной гонке.

А главное — все четверо жили одной мечтой, одним желанием — победить, и каждый отдал победе все свои силы.

Советские велосипедисты — олимпийские чемпионы в командной шоссейной гонке на 101 км, (слева направо): А. Яркин, Ю. Каширин, О. Логвин и С. Шелпаков
                                                                                                      С. Кружков