Шоссе. Командная гонка на 101 км (20 июля)

Это было первое командное соревнование в числе циклических видов спорта программы Игр. Предварительные результаты 1979— 1980 гг. говорили о том, что наибольшая конкуренция в этой группе видов (плавание, беговые виды, гребля и др.) будет между спортсменами Советского Союза и ГДР. И эта гонка должна была стать показателем качества подготовки спортсменов, претендующих на победу.

Все, что зависело от людей для успешного проведения соревнований, было сделано, но в ночь на 20 июля прошел сильный дождь, который прекратился лишь к 8 часам утра, т. е. за 2 часа до начала гонки. В соответствии с регламентом ФИАК (Международной любительской федерации велоспорта) организаторы гонок должны так подготовить трассу, чтобы исключить всякую возможность проколов. И с рассветом вновь (в который, раз!) на 50-километровом участке Минского шоссе заработали уборочные машины.

К старту были готовы 23 команды. Судейскую коллегию возглавил югославский арбитр международный комиссар УСИ Василий Морович.

Последней в самом выгодном положении старт принимала команда ГДР — чемпион мира. Советская команда стартовала 21-й, на 6 мин раньше основных соперников. Сильный встречный ветер заставил внести коррективы в тактические планы.

Исход борьбы был предрешен на первой четверти дистанции. Несомненной заслугой наставника советской сборной В. А. Капитонова в этих условиях стал тактический план — создать запас преимущества сразу же со старта. В дальнейшем советские гонщики Ю. Каширин, О. Логвин, С. Шелпаков и А. Яркин закрепили свое превосходство и победили с результатом 2:01.21,7 сек., показав среднюю скорость 49,438 км/час.

Выдающееся достижение советских гонщиков— победа в 100-километровой гонке на трех олимпийских играх подряд — свидетельствует о правильной системе подготовки и большом педагогическом мастерстве советских тренеров. Слагаемые победы — это, несомненно, полноценный резерв велосипедистов-шоссейников мирового класса, смелое опробование сил молодежи и точный подбор стартового состава команды.

Сбалансированный календарь соревнований прежде всего молодых гонщиков, многолетний опыт главного тренера В. А. Капитонова, использование научных данных в подготовке и определении основного состава команды складывались в систему годами.

Во время ряда предолимпийских соревнований, в том числе и чемпионата СССР, самым ответственным делом было не допустить ошибки при комплектовании стартового состава, и с этой задачей наставники советской сборной успешно справились.

Результаты в командной шоссейной гонке на 101 км
1. СССР (Ю. Каширин, О. Логвин, С. Шелпаков, А. Яркин) — 2:01.21,7
2. ГДР (Ф. Боден, Б. Дроган, О. Людвиг. Г.-Й. Хартник) — 2:02.53,2
3. Чехословакия (М. Класа, В. Конечни, А. Костадинов, И. Шкода) — 2:02.53,97
4. Польша (С. Чеканьски. Я. Янкевич, Ч. Ланг, В. Платедки) — 2:04.13,8
5. Италия (М. де Пеллегрин, Д. Джакомини, И. Маффеи, А. Минетти) — 2:04.36,2
6. Болгария (Б. Ассенов, В. Хубенов, Й. Пентчев, Н. Станков) — 2:05.55,2