О первых шагах велосипедного спорта в нашей стране

Страницы: 1 2 3 4

Затем семеро любителей стартовали на трехколесных машинах. Первым дистанцию в 1,5 версты закончил Пето (4 мин 25 ½  с), вторым — Кетли (4 мин 26 с).

В завершение соревнований состоялась гонка на 15 верст. Она собрала наибольшее количество участников — 14, но до финиша добрались лишь двое: Гали, преодолевший дистанцию в 40 мин 32 ½  с, и Игумнов (его результат — 40 мин 33 3/5 с).

Полагаю, что нам очень важно знать любые подробности соревнований велосипедистов в Москве и Петербурге не только потому, что они были первыми. Это так, но следует иметь в виду и другое: ведь они свидетельствовали о начале сплочения и объединения как любителей этого нового для России вида отдыха с изрядной долей физических нагрузок, так и спортсменов, горевших желанием проявить себя, проверить свои силы в состязаниях с другими. Их выступления на Ходынке и Царском лугу и ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей.

Истории возникновения и последующей деятельности первой в столице организации велосипедистов — Петербургского общества велосипедистов-любителей — посвящен ряд статей, опубликованных в 1892 г. журналом «Велосипед» (начиная с № 6). Устав общества был утвержден в принятом тогда порядке лишь 5 декабря 1884 г. Следовательно, с этого времени и начинается его история (существование) как общества. Об этом же можно прочитать и в журнале «Велосипедист и речной яхт-клуб» (также за 1892 г.), и в самом раннем по времени издании еженедельном иллюстрированном журнале, посвященном всем отраслям спорта, «Охотник» (1881, № 1, 10).

Сейчас мы не можем сказать что-либо определенное об инициаторах создания этого общества. В Центральном государственном историческом архиве Ленинграда соответствующих документов не обнаружено. Но нам стали известны те 11 человек, которые еще 14 февраля 1884 г. подписали обращенное к московскому генерал-губернатору прошение об оказании содействия в основании Московского общества велосипедистов-любителей (МОВЛ) и утверждении его устава.

В Центральном государственном историческом архиве Москвы переписка о создании названного общества сосредоточена в фонде № 6 (опись 27, док. 82597). Из нее видно, что 2 марта того же года прошение и проект устава МОВЛ были направлены министру внутренних дел с письмом генерал-губернатора В. А. Долгорукова, в котором он сообщал, что с его стороны нет «препятствий к удовлетворению ходатайства». Оно рассматривалось товарищем (заместителем) министра внутренних дел. На первой странице проекта устава MOBЛ он наложил резолюцию: «Утверждаю. 31 марта 1884 года». 21 апреля В. А. Долгоруков известил обер-полицмейстера Москвы, что устав утвержден и общество «может действовать». 4 июля 1884 г. обер-полицмейстер доложил генерал-губернатору: «Действия свои общество открыло 23 мая сего года».

Среди организаторов общества мы видим русских и иностранцев (И. Лерса, Ж. и Ю. Блока), людей различных социальных слоев России того времени: дворянства и купечества, кадрового офицерства и интеллигенции.

Теперь мы знаем, что одним из ее представителей был, как указано в приложенном к прошению «Списке учредителей» МОВЛ, В. Г. Шухов. Дорогое советскому народу имя — имя талантливейшего инженера, изобретателя и ученого, Героя Труда и почетного члена Академии наук СССР. Но круг интересов Владимира Григорьевича Шухова (1853— 1939), как свидетельствует, например, доктор технических наук, проф. Н. С. Стрелецкий, «не ограничивался техникой. Он был широко образованным человеком, глубоко интересовавшимся проблемами медицины, истории, литературы и искусства». Шухов говорил: «В наше время инженер не может достичь большой цели, если он сам не отшлифован Пушкиным и Чайковским, Антокольским и Репиным». Из воспоминаний его соратников известно, что он был близок и к различным видам спорта: увлекался стрельбой из лука, поражая всех своей меткостью, бегал на коньках, ходил на лыжах, метал бумеранг, играл в шахматы. И любил велосипед, что подтверждают как его инициатива в создании первого в России общества велосипедистов-любителей, так и активная деятельность в его делах — от участия в коллективных прогулках на «стальных конях» по Подмосковью до стартов в официальных соревнованиях, в которых он подчас бывал и первым.