О первых шагах велосипедного спорта в нашей стране

Страницы: 1 2 3 4

Как ни странно, но мы и сейчас еще до обидного мало осведомлены об истории развития велосипедного спорта в нашей стране: нет обстоятельных очерков о его первых шагах в России.

Тем большее значение для утверждения велоспорта в России имело то первое состязание на этих диковинных еще для многих машинах, которое состоялось век назад. Это было первое массовое состязание поклонников нового вида спорта, давшее огромный импульс.

накануне выхода газеты в свет. Вот дословный (правда, с небольшими сокращениями) отчет репортера:
«На дистанции в 1½ версты ехали пятеро. В первом заезде г. Андрианов (картуз синий) и г. Блок (картуз коричневый), во втором г. Леере (картуз белый), г. Блок 2-й (картуз лиловый) и г. Жемличка (картуз бледно-лиловый с пунцовым). В первом заезде г. Блок, атлетически сложенный мужчина, начал обыгрывать г. Андрианова с первых поворотов колеса и, кончив дистанцию в 3 мин. 38 сек., опередил соперника сажен на пять-деять (г. Андрианов кончил дистанцию только в 4 мин. 19 сек.), а во втором заезде первым кончил дистанцию в 4 мин. 177г сек. г. Жемличка, легко объехавший на первом повороте г. Блока 2-го (петербургского), а на противоположной стороне и г. Леерса (Блок 2-й кончил дистанцию в 5 мин. 25 сек., а г. Леере — в 4 мин. 42 сек.). По этому расчету времени г. Жемличка должен был получить второй приз, но не получил его, потому что тот, кто поддерживал велосипед, когда г. Жемличка садился, усиленно подпихнул его с места, и по решению самих участвующих второй приз был отдан г. Андрианову.

На дистанции в 7½ версты ехали сразу четверо: впереди г. Прусаков (петербургский) и г. Жемличка (московский), сзади г. Блок (тоже московский) и г. Столь (воронежский). Г. Прусаков сразу, что называется, повел и на шести верстах держался впереди. Г. Жемличка, проигравший г. Прусакову на трех кругах (4½ версты), на четвертом быстро стал к нему подвигаться, но начиная 6-ю версту упал. После чего к г. Прусакову стал придвигаться и придвигаться г. Блок. На последнем круге эти двое долго оспаривали друг у друга победу но она все-таки осталась за г. Блоком, который проехал 7½ версты в 22 мин. 34¼  сек. Г. Прусаков взял второй приз в 22 мин. 56 сек. Г. Столь ехал очень медленно, отстал почти на целый круг, но все-таки дистанцию кончил в 27 мин. 6 сек. У этого последнего был велосипед, имевший вышину колес 41 дюйм, тогда как у других колесо было в 56 дюймов. Оба первых приза (золотые жетоны) взял г. Блок (московский)».

Что удалось узнать об участниках соревнований? Г. Блок (московский) — это уже известный нам Юлий Иванович Блок, а Блок 2-й, как указано в газете, это другой член того же семейства, занимавшийся делами «Торгового дома Ж. Блок» в Петербурге — Людвиг, впоследствии принимавший активное участие в проведении велосипедных гонок Москва — С.-Петербург и С.-Петербург — Москва.

Столицу представлял Василий Агатонович Пруссаков (так правильно надо писать его фамилию) — архитектор (в 1885 г. удостоенный
звания академика архитектуры) и изобретатель, сконструировавший оригинальный буферный велосипед, на что получил соответствующий патент. Позже В. А. Пруссаков возглавлял одно из петербургских обществ велосипедистов.

Столь Вильгельм Германович — владелец одного из заводов в Воронеже. Он еще в. 1869 г. привез в город двухколесный велосипед старой конструкции, а в 1882 г. — новый, изумляя сограждан своим мастерством езды на нем.

Очень скупы наши сведения о двух других гонщиках. Судя по всему, Леере (как напечатано в газете) — это, вероятно, живший тогда в Москве коммерсант из-за океана И. И. Лерс — «гражданин Северо-Американских Соединен. Штатов» (так он сам подписался под одним документом). Ничего определенного не удалось пока выяснить (несмотря на различные попытки) об Андрианове.