Велосипедному спорту в России 100 лет (1883—1983)

Страницы: 1 2 3

Знаменательной была в 1983 г. VIII летняя Спартакиада народов РСФСР по велоспорту: по времени она совпала с празднованием 100-летия велосипедного спорта в России.

Создание первого велосипеда в России связано с именем крепостного мастерового Уральского завода — Петра Артамонова. В 1801 г. он приехал на своем «самокате» в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тыс. км и показал свое детище во время коронации царя на Сокольническом поле.

Но изобретение талантливого самоучки не нашло применения в отсталой крепостнической России — о Петре Артамонове забыли. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х гг. прошлого века, были продукцией заводов Англии и Германии.

Росло число любителей этой нехитрой, но чудесной машины. В 1880 г. Петербургская городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов. В это время было создано и общество велосипедистов, ставившее цель «развивать употребление велосипеда как удобного, приятного и полезного средства быстрого передвижения». У тогдашнего велосипеда (его называли бициклом, а в просторечии — «пауком») переднее колесо было значительно больше заднего и шатуны с педалями прикреплялись к оси переднего колеса. Машины были неуклюжими и небезопасными для седока.

Первое официальное состязание на таких велосипедах было проведено в Москве в июле 1883 г. на ипподроме, а в 1884 г. — в Петербурге на Марсовом поле. Успех первых гонок превзошел все ожидания: собралось свыше 60 тыс. зрителей, плотным кольцом окруживших беговой круг 810-метровой длины. Такого громадного скопления людей на Марсовом поле старожилы не помнили даже в дни высочайших смотров войск. В состязаниях приняли участие велосипедисты из других городов России. 1883 г. и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России.

В 1886 г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Эта веломашина вытеснила «паука», и увлечение велоспортом начало быстро расти. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. В Одессе в 1894 г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 м. На этом треке начал свою спортивную деятельность знаменитый велосипедист, а потом авиатор Сергей Уточкин.

Важнейшим событием в спортивной жизни России, повлиявшим на дальнейшее развитие велоспорта, явился розыгрыш в 1891 г. звания «Первый ездок России». Его назвали первым «Всероссийским чемпионатом». В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы, Варшавы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Состязались на только что построенном цементном треке Московского общества велосипедистов-любителей на Ходынском поле. Длина этого крупнейшего в то время в России трека составляла 500 м. Первым гонщиком России стал москвич Г. Девис, сумевший преодолеть 7,5 версты за 15 мин 31 с.

Подобные соревнования были проведены потом в 1892—1894 гг. в Москве, Петербурге. Велосипед становился массовым увлечением. Начали сооружаться новые треки (их называли тогда циклодромами) в различных городах России.

3 сентября 1896 г. газета «Тульские губернские ведомости» объявляла о том, что «в воскресенье, 1 сентября, состоялось открытие циклодрома Тульского общества велосипедистов». Губернатор «перерезал ленту, перетянутую через циклодром. Играла музыка». А потом начались гонки с участием велосипедистов из Калуги, Орла. Это были первые соревнования на одном из первых в России треков. В 1898 г. в Туле было разыграно первенство трех губерний — Тульской, Орловской и Курской. Туляк А. Каменов был третьим в спринте.