Трек

Гит с места на 1 км (22 июля). Олимпийская программа соревнований на треке открылась гонкой на 1 км на время с места (старт приняли 18 участников). На этом прекрасном полотне еще до олимпийских стартов уже был показан ряд результатов, превышающих мировые рекорды, но вряд ли кто предполагал, что победитель — трехкратный чемпион мира из ГДР Л. Томс закончит дистанцию за 1 мин. 02,955 сек.

В последние годы в ГДР была разработана и умело реализуется наиболее результативная методика подготовки к этой своеобразной дистанции, которая требует и взрывной скорости при старте и незаурядной выносливости в конце гонки.

На Олимпийских играх в Москве специалистами ГДР было продемонстрировано еще одно новшество — облегченный велосипед аэродинамичной конструкции с рулем, укрепленным на коронке передней вилки. Этот велосипед по параметрам полностью отвечал международному регламенту, но снижал общее сопротивление воздушной среды, способствуя еще большему отрыву результата Л. Томса от результатов конкурентов. Отметим, что все гонщики, претендовавшие на хорошие места, использовали аэродинамические костюмы из эластичной ткани, а некоторые — колеса с плоскими спицами, облегченные педали, туфли и обтекатели на ногах также из эластичной ткани. Все это свидетельствует о том, что поиск любых резервов как в области подготовки гонщиков, так и в совершенствовании материальной части и спортивной одежды, успешно продолжается. Такие возможности еще далеко не исчерпаны и следует ожидать новых открытий.

Большую помощь гонщикам сборной команды СССР оказал заслуженный тренер РСФСР, экс-рекордсмен мира Г. Мартынов, который после многолетних поисков оптимального решения создал легкую, надежную аэродинамичную педаль (запатентованную им как изобретение).

И все же Л. Томс победил за счет огромного преимущества в комплексной специальной готовности. Он был вне конкуренции (это подтверждает почти двухсекундный отрыв от второго результата), в то время как разрывы во времени гонщиков, занявших последующие места, составляли 0,2—0,4 сек.

Л. Томс, уступив Панфилову после первого круга 0,02 сек., . прошел второй круг за 18,82 сек., на 0,91 сек. быстрее. Он удержал более высокую скорость на последнем круге: 20,795 против 21,795 у Панфилова.

Такой график распределения усилий на дистанции свидетельствует о быстром начале гонки без излишнего напряжения, о сохранении высокой работоспособности на протяжении всей дистанции.

Основной вывод: необходимо выработать у гонщиков и физическую и техническую способность к быстрому старту и научить их удерживать высокую скорость до конца дистанции. Решить вопрос предстоит тренерам и специалистам спортивной науки. Большую помощь в этом мог бы оказать опыт подготовки спортсменов в других, близких по проявлению качеств видах спорта. Как показывает практика, гонщик должен уметь выполнять максимальный разгон не менее чем на полсекунды быстрее планируемого в гонке.

Очень важен и психологический фактор внутренней конкуренции в составе команды, что несомненно повышает способность к мобилизации. В ГДР в настоящее время есть 3— 4 гонщика, каждый из которых мог бы выиграть в Москве золотую медаль.

Круглогодичная специальная подготовка, ставшая возможной с вводом в строй двух зимних велодромов в Крылатском и во Львове, смелое сочетание ее с увеличенными объемами силовой подготовки на тренажерах несомненно помогут советским гонщикам ликвидировать отставание от велосипедистов ГДР.

         Результаты в гите с места на 1 км
1.       Л. Томс (ГДР)                     — 1.02,955 — мр
2.       А. Панфилов (СССР)         — 1.04,845 — мр
3.       Д. Уэллер (Ям)                  — 1.05,241 — мр
4.       Г. Бонтемпи (Ит)               — 1.05.478 — мр
5.       Я. Каар (Фр)                      — 1.05,584 — мр
6.       X. Ислер (Швейц)              — 1.06,273