Возрождение женского велосипедного спорта

 «Смелость и грация, жесткость и женственность — разве это не стало бы украшением праздника красоты и силы?» — говорила лет пять назад, сидя на трибунах олимпийского трека в Монреале, знаменитая американская спортсменка Шейла Янг-Оковиц, с завистью наблюдавшая за поединками сильнейших велосипедистов мира.
Грусть королевы спринта на ледяной дорожке было нетрудно понять — велогонщицы не имели возможности помериться силами на олимпийских играх.
Однако эта мысль владела, видимо, не только знаменитой спортсменкой. В Лос-Анджелесе лучшие представительницы велосипедного спорта разыграют олимпийское золото в групповой шоссейной гонке, пользующейся огромной популярностью благодаря своей эмоциональности, яркому накалу борьбы на труднейшей дистанции.
Решение 83-й сессии МОК было встречено прогрессивной общественностью с большим удовлетворением и нашло горячую поддержку у руководителей Международной федерации велоспорта.
В сезоне 1981 г. сильнейшие гонщицы мира получили возможность пройти основательную проверку на дорогах Европы и Америки. Значительно будет расширен международный календарь и в последующие годы.
Летом 1981 г. в Италии, Бельгии, Швейцарии, ФРГ женщины готовились к чемпионату мира в Праге. Многочисленные зрители оказывали гонщицам теплый прием. В центре внимания были советские девушки. Больше всех аплодисментов досталось Надежде Кибардиной. Многие итальянцы, знающие толк в велоспорте, называли ее «русской Пулидор» за стремительный финиш, который демонстрировала теперь уже двукратная чемпионка мира в индивидуальной гонке преследования на 4 км.
Огромную аудиторию собрал велосипедный форум в Чехословакии. Тысячи зрителей восхищались мастерством гонщиц на сложной
трассе. Немало болельщиков было и на трибунах велотрека в Брно. Резко возросло количество участниц в чемпионатах мира. Если раньше «большие смотрины» были представлены 6—7 командами, то в 1980 г. во Франции на старт групповой гонки вышли 63 гонщицы из. 13 стран. Еще больше участниц было в Праге. Кроме традиционных соперниц из Англии, Бельгии, Голландии, Италии, ФРГ, Франции, СССР, Канады и США «велосипедную академию» прошли юные норвежки, шведки, испанки, датчанки. Велосипедный бум захватил и молодые развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
В большом почете велогонки в ГДР, где девушки увлекаются и фигурной ездой, велополо, а в последние годы им пришлось по душе ориентирование на местности на велосипеде.
Растет и мастерство велогонщиц. Этому способствует овладение большими нагрузками, улучшение материальной базы (строительство велотрасс и треков), помощь науки. Уже не одиночки, а десятки гонщиц смело штурмуют неприступные ранее рубежи. Мировые рекорды на шоссе голландки Кеетие ван Оостен-Хаге не намного уступают рекордам мужчин. Если в прежние времена законодательницами мод были ветераны, то теперь вперед выходят совсем юные девушки. В Мюнхене отличилась 18-летняя Хабетц (ФРГ), в ЧССР ее 16-летняя соотечественница Энзенауэр, француженка Лонго, шведка Берглунд. Тенденция к омоложению команд, очевидно, будет сохраняться и в будущем. Это диктуется временем, ранней специализацией и селекцией во многих странах мира.
Дебют наших девушек на чемпионате мира состоялся в 1958 г. Советские спортсменки неизменно привлекали к себе внимание экспертов и болельщиков. Пятнадцать лет подряд не знали поражений королевы спринта сборной СССР. Большого успеха добивались Ермолаева, Савина, Кириченко, а позднее Царева.
За двадцать один год советские гонщицы 32 раза побеждали на чемпионатах мира. И это не считая серебряных и бронзовых наград, которых также немало в общей копилке национальной команды. Особенно благоприятные условия для развития женского велоспорта были в 60-е годы. Велосипедные секции были в каждом городе, в каждом обществе, несмотря на нехватку инвентаря, треков, специалистов. Однако позднее женские гонки были исключены из программы Спартакиады народов СССР. Чемпионаты страны стали носить личный характер. Стало меньше проводиться всесоюзных соревнований, а затем прекратились и международные встречи.
Девушки перестали заниматься велоспортом в Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литве, Молдавии, Узбекистане, Киргизии. Уменьшилось количество занимающихся в Москве, Армении, Грузии. Даже в Туле, где выросла целая плеяда звезд, тренеры устранились от кропотливой работы с девушками.
И все же женский велоспорт не прекратил своего существования. Нашлись в стране энтузиасты, которые продолжали воспитывать юную смену. Надо отдать должное этим специалистам, их бескорыстный труд был оценен и поддержан Спорткомитетом СССР, Федерацией велоспорта. Сейчас в стране созданы все условия для возрождения славных традиций — пополнен отряд специалистов, улучшена материальная база. К услугам велогонщиц лучший в мире закрытый велодром в Крылатском, быстрые треки в Тбилиси, Ереване, Ленинабаде, Алма-Ате. Многого ждут от велосипедных центров Харькова, Симферополя, Киева, Таллина. Немалые возможности есть и у спортсменок Подмосковья — свой трек имеет г. Ногинск.
В ноябре 1980 г. вновь была создана женская сборная страны, которую возглавил заслуженный тренер РСФСР Е. А. Ильин. После серии отборочных соревнований красную майку с гербом Советского Союза надели комсорг команды чемпионка мира 1980 и 1981 гг.
Н. Кибардина, ленинградки — шестикратная чемпионка мира Г. Царева, И. Белан, И. Козлова, Н. Бахирева, харьковчанки — В. Твердо-хлеб, А. Лукутина, Л. Насонова из Воронежа.
Зрелыми мастерами зарекомендовали себя в команде Т. Колесникова из Алма-Аты, Е. Старикова из Хабаровска, Н. Коновалова из Ижевска, Т. Полякова из Куйбышева. Эти девушки были явно сильнее своих соперниц на всесоюзных стартах и чемпионате страны.
Последнюю подготовку перед поездкой в Чехословакию они прошли в Крылатском в гонках с мужчинами. В индивидуальной гонке на один круг (13 км 640 м) результаты большинства членов команды превышали результаты мужчин Москвы, да и в групповых гонках девушки постоянно были в отрывах.
Конечно, жаль, что в Праге отсутствие опыта помешало нашим девушкам отличиться в групповой гонке на шоссе, хотя в число двенадцати вошли шесть наших спортсменок.
На треке же советским спортсменкам в индивидуальной гонке преследования не было равных. И Н. Кибардина, и Т. Полякова взяли реванш у француженки Лонго и американки Карпентер.
Повсеместный смотр молодых талантов, широкая география велоспорта, острая конкуренция в значительной мере должны активизировать работу по развитию женского велоспорта в нашей стране.
— Авторитет советских велосипедисток очень высок, и мы должны сделать все, чтобы его упрочить, — эти слова принадлежат вице-президенту УСИ и ФИАК В. Сысоеву. И спортивная общественность полностью разделяет высказанную им мысль.
За первый год нового олимпийского цикла сделано немало. Наши гонщицы должны завоевать передовые позиции — этого ждет от них огромная армия поклонников велоспорта, которая мечтает увидеть своих любимцев на олимпийском пьедестале почета.
                                      В. А. Любовицкий, мастер спорта СССР, Москва (1982 г.)