Профилактика травматизма в велоспорте

Обстоятельства и причины возникновения травм опорно-двигательного аппарата у велосипедистов и меры их профилактики
Обстоятельства и причины. В годичном тренировочном цикле велогонщиков показатели травматизма находятся в прямой зависимости от степени физического и психоэмоционального состояния спортсмена. Наибольшее количество травм — 62,5% приходится на основной период, 25% — на подготовительный и 12,5% — на переходный. У велогонщиков одинаково высокие показатели травматизма во время тренировок и соревнований.
Основные причины травматизма у велогонщиков: неудовлетворительное состояние материально-технического обеспечения — 26,7%; плохие метеорологические условия — 13,3%; методические ошибки — 13,3%; нарушения правил — 26,7%; технически неправильное выполнение упражнения — 13,3%; прочие причины — 6,7%.
К организационным ошибкам, чаще всего приводящим к травмам, следует отнести в первую очередь неудовлетворительное материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревнований (например, технически неисправный велосипед, плохое качество покрытия трасс, наличие встречного движения, плохие погодные условия и т. п.).
Ошибки в планировании физических нагрузок, непосредственно приводящие к ошибкам методического характера и изменению содержания тренировочного занятия, связаны с увеличением их объема (44,4% случаев травм) и интенсивности (44,4% случаев травм), т.е. с нарушением принципа постепенности. Этот факт находит отражение в следующих цифрах: в основной части, по нашим данным, в среднем регистрируется 50% травм, а в заключительной — 42,9%.
Анализ ошибок методического характера, приводящих к травмам в велоспорте, вскрыл существенный недостаток: специальная подготовка составляет 93,3% времени и только 6,7% времени приходится на выполнение общеразвиваюших, спортивно-вспомогательных и игровых упражнений, что свидетельствует об узкой специализации велогонщиков. А это, в свою очередь, является одной из существенных причин травматизма.
Еще одна причина травм в велоспорте — это недостатки технико-тактической подготовки спортсмена, т. е недостаточный уровень техники езды, слабая ориентация в быстро меняющейся ситуации во время гонки, запоздалая реакция и т. п.
Кроме того, как одна из причин травматизма, особого внимания заслуживает качество воспитательной работы, т. е. воспитание дисциплины и высоких морально-волевых качеств. Так, нарушения правил езды, столкновения, грубость могут привести к травмоопасным ситуациям.
Меры профилактики. Каждый велогонщик в целях профилактики прежде всего должен перед тренировкой тщательно проверить исправность материальной части машины (велосипеда). Очень важно, чтобы седло точно было подогнано и установлено на нужную высоту. Переключатель скоростей, тормоза, руль, приклейка одно-трубок к ободам — все это должно быть технически исправно и гарантировать полную безопасность спортсмена. Ручки руля должны быть обернуты изоляционной лентой или лейкопластырем (липким пластырем).
Чтобы обезопасить передвижение велосипедистов-шоссейников по трассе, движение автотранспорта по шоссе запрещается. Время тренировок велосипедистов-трековиков распределяется по строгому расписанию и регламентированно. Движение на треке допускается только в одном направлении — против хода часовой стрелки.
Велосипедист должен тренироваться только в специальном костюме. Трусы должны быть только лайкровые с двойной ластовицей, без грубых швов. В области промежности обязательно должен быть "памперс". На руки надеваются велоперчатки. Кроме того, велогонщик должен пользоваться шлемом для защиты головы при падениях.