Эффективность работы велосипедиста при моделировании индивидуальной гонки преследования на 4 км с различными вариантами распределения сил

Страницы: 1 2

Многие специалисты признают необходимость научно обоснованной разработки оптимальной раскладки прохождения отдельных отрезков дистанции. Решить эту задачу посредством педагогических наблюдений и анализа выступлений спортсменов на соревнованиях полностью не удается. Все рекомендуемые графики прохождения дистанций в значительной мере носят гипотетический характер. Предпринимавшиеся до сих пор попытки объективного сравнения различных тактических вариантов весьма немногочисленны. Причем нагрузки в этих исследованиях применялись далеко не предельные, что снижало значение полученной информации для практики спорта.
Мы считаем, что для оптимизации соревновательной деятельности в циклических видах спорта необходимо сделать следующее:
1)       определить энергетическую стоимость и экономичность предельной работы в заданной зоне относительной мощности;
2)       выявить соотношение вкладов различных энергетических механизмов, обеспечивающих выполнение упражнений, близких к соревновательным;
3)       сравнить энергетическую стоимость предельной работы при различных тактических построениях.
Авторы попытались решить эти вопросы с помощью моделирования индивидуальной гонки преследования на 4 км.
В качестве модели индивидуальной гонки преследования на 4 км авторы использовали пятиминутное педалирование на велоэргометре. Пятиминутный велоэргометрический тест при усилии на педалях 3÷4 кп сходен с индивидуальной гонкой преследования на 4 км по времени выполнения упражнения, по частоте педалирования (110—120 об/мин) и по частоте сердечных сокращений. Это дало возможность проследить за динамикой работоспособности спортсменов, а также выявить их индивидуальные возможности. Регистрация и анализ энергетических характеристик позволяют раскрыть особенности индивидуальных различий работоспособности. Кроме того, в условиях лабораторного тестирования можно решить некоторые вопросы тактики соревновательной деятельности.
Серия нагрузок задавалась на модернизированном механическом велоэргометре «Монарк» (седло, руль и педали с туклипсами от гоночного велосипеда). В экспериментах принимали участие 6 спортсменов, имеющих спортивную квалификацию от кмс до мс (средний возраст—19,8 ±1,3 лет, средний вес — 71,4+3,5 кг).
Для определения работоспособности в специфической зоне относительной мощности и расчета задаваемых режимов нагрузки все спортсмены должны были за 5 мин. выполнить максимальный объем работы при форсированном сопротивлении и произвольном распределении частоты педалирования (произвольный тест). Задаваемые в последующих тестах режимы работы рассчитывались из суммарной работы, произведенной спортсменом в произвольном тесте. Изменение мощности работы осуществлялось регулировкой усилия на педалях велоэргометра, а частота оборотов педалей поддерживалась неизменной для всего упражнения и равной средней частоте педалирования в произвольном тесте. Спортсмены выполняли следующие режимы работы (см. рисунок): режим фиксированной мощности (Б), режим с завышенной мощностью в начале упражнения (В), режимы ступенчато-повышающейся (Г) и переменной мощности (Д). Частота педалирования контролировалась спортсменами по спидометру и регистрировалась по показателям электромеханического счетчика оборотов. Варианты работы (кроме Д) соответствовали основным тактическим раскладкам прохождения спортсменами дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км. Тестирование проводилось по одной нагрузке в день в случайном порядке (исключая произвольный тест), в одном помещении, в стандартных условиях окружающей среды (19—20°С).