Организация специальной тренировки в зимнем этапе подготовительного периода

Страницы: 1 2

После двухнедельной подготовки на местах в начале января в условиях среднегорья в районе озера Иссык-Куль начинался этап специальной (шоссейной) подготовки с периодическим использованием занятий общеразвивающего характера.

Начало специальной подготовки — «вкатывание» — наиболее сложный и ответственный этап, влияющий в дальнейшем на стабильность сохранения высокой специальной работоспособности на протяжении всего годичного цикла.

В течение четырех сезонов с 1971 по 1975 г. нами была отработана система индивидуального «вкатывания» каждого гонщика. Сложность этого этапа заключается в том, что, несмотря на снижение общего объема нагрузки (и энерготрат), с первых же занятий по специальной подготовке на шоссе значительно возрастает нагрузка на сердце. Это вызвано повышением сопротивления кровотоку за счет сужения кровяного русла, так как мышцы рук и верхнего плечевого пояса выполняют статическую нагрузку и исключены из активной работы, а основная масса крови направляется в суженное русло, только к нижним конечностям. Резко возросшее сопротивление кровотоку вызывает повышенное по сравнению с условиями общефизической работы напряжение сердечной мышцы даже при ЧСС до 130 уд. в 1 мин.

Адаптация аппарата кровообращения к новым условиям работы продолжается около двух недель, в течение которых необходим постоянный кардиологический контроль за состоянием работоспособности сердца.

Имеются данные о том, что утомление сердечной мышцы день ото дня суммируется и при несоблюдениях оптимальной интенсивности при выполнении специальной нагрузки достигает величины, резко снижающей мощность систолического выброса. Это проявляется в виде внезапного снижения артериального давления на 20—25 мм (95 мм рт. ст. и менее).

Нами была найдена профилактика этого явления, заключающаяся в проведении в период «вкатывания» нескольких (по потребности) занятий по общей физической подготовке, вовлекающих в активную деятельность практически все мышцы тела, что снижает сопротивление кровотоку и снимает напряжение в работе
сердца.

Постепенно, по мере адаптации сердечно-сосудистой системы к специальной нагрузке продолжительность тренировочных занятий на шоссе увеличивается от 1,5 до 5 и более часов.

С этого времени начинается этап специальной подготовки (набор километража). Значительные объемы выполняемой нагрузки создают благоприятные функциональные и морфологические изменения в организме спортсмена, наилучшим образом приспосабливая его для езды на велосипеде.

В начальный период специальной подготовки (до двух месяцев), постоянно осуществляя контроль за переносимостью спортсменами нагрузок, мы были вынуждены, как правило, ограничивать интенсивность в объемной работе величинами ЧСС до 130 уд. в 1 мин. При несоблюдении этого условия отмечались случаи перенапряжения сердца у отдельных занимающихся.

Указанный режим нагрузки обеспечивал быстрое повышение специальной работоспособности велосипедистов, что, видимо, объясняется благоприятными условиями работы сердца, когда систолический объем приближается к максимуму, при наиболее продолжительных периодах расслабления сердечной мышцы. Несомненно, что положительную роль в общем повышении специальной работоспособности при таком режиме работы сыграли и достаточно активное протекание трофических процессов, и благоприятные пластические (морфологические) преобразования, происходящие в органах и тканях длительно тренирующегося спортсмена.

Как показали наши наблюдения, несвоевременное, без объективных физиологических предпосылок завышение интенсивности тренировочного режима приводит к функциональным перенапряжениям и расстройствам, а также к длительному снижению (после короткого взлета результатов в начале сезона) уровня специальной работоспособности.