Некоторые модельные характеристики техники педалирования велосипедистов различных спортивных квалификаций

Страницы: 1 2 3 4

Рис. 5. Динамографические кривые усилий, прилагаемых спортсменами различных спортивных квалификаций к седлу во время педалирования:
по ординате — величина усилий, выраженная в кг; по абсциссе — длина окружности, выраженная в градусах

В целом со снижением спортивной квалификации велосипедистов усилия, направленные на подтягивание руля, увеличиваются, а давление уменьшается.

При рассмотрении усилий, прилагаемых спортсменами различной квалификации к седлу, следует отметить, что динамографические кривые во всех случаях приближались к синусоиде (рис. 5). Максимальные величины усилий давления на седло и его «разгрузки» находились соответственно в зонах 120, 300, 210, 360°.

Так, у мастеров спорта давление на седло наблюдалось в секторах от 60 до 150 и от 240 до 330°, а «разгрузка» — от 150 до 240 и от 330 до 60°. Примерно аналогичные показатели были отмечены и у велосипедистов остальных групп.

В результате характер динамографических кривых величин усилий, прилагаемых к седлу, по форме близок к синусоиде и не совпадает с кривой тангенциальных усилий по временным интервалам. Так, у квалифицированных велосипедистов они сдвинуты назад на 30" по ходу вращения шатунов и на 60° у спортсменов низших разрядов. Такое смещение обусловлено дискоординацией усилий, прилагаемых к шатунам и седлу.

«Разгрузка» седла, наблюдаемая у велосипедистов— мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов I и II разрядов, обусловлена более совершенной техникой педалирования и связана с равномерным приложением усилий к шатунам.

Неодинаковое приложение усилий к седлу во время педалирования следует считать вполне закономерным. Это объясняется изменениями положений тазобедренных суставов во время педалирования (Е. Г. Котельннкова, Ю. 3. Захарьянц, 1962). При давлении правой ногой на педаль опускается правая половина таза, а левая слегка приподнимается вверх, и наоборот — при давлении левой ногой опускается левая половина таза и т. д.

В заключение следует подчеркнуть, что анализ кривых усилий, прилагаемых спортсменами к шатунам, рулю и седлу, является одним из интегральных показателей технического мастерства велосипедистов. Кривые суммарных тангенциальных усилий служат не только интегральными, но и экспресс-информативными показателями качества педалирования, анализ которых позволяет довольно быстро выявить основные технические недостатки. Чем рациональнее техника спортивного педалирования, тем ближе к синусоиде приближается тангенциальная кривая, минимальные значения усилий которой находятся в зонах 0 и 180°, а максимальные — 90 и 270°.

Таким образом, усилия, прилагаемые спортсменами к рулю и седлу велосипеда, в графическом изображении принимают волнообразный характер. Начало усилий в каждом цикле педалирования несколько запаздывает.

По мере роста квалификации велосипедистов усилия, прилагаемые к рулю, уменьшаются, а к седлу — увеличиваются.

Следует подчеркнуть, что неодинаковые усилия, прилагаемые при давлении на руль и при его подтягивании, у велосипедистов различной спортивной квалификации в значительной степени связаны с их индивидуальной посадкой, обусловленной особенностями телосложения человека, а следовательно, и распределением веса тела на руль и седло велосипеда.

Анализ этих усилий позволяет создать ориентировочные модельные динамографические характеристики приложения усилий спортсменов к шатунам, рулю и седлу велосипеда в процессе педалирования, что очень важно при совершенствовании техники педалирования.

                                                         В. В. Тимошенков, кандидат биологических наук,
                                                         В. Г. Половцев,  заслуженный тренер БССР, Минск