Пути совершенствования методики соревновательной подготовки велосипедистов высокой квалификации

Страницы: 1 2 3 4

При подготовке к XXI Олимпийским играм была проведена значительная работа по совершенствованию календаря всесоюзных соревнований: теперь чемпионат СССР по спринту проходит в три тура. В нем разыгрывается звание абсолютного чемпиона Советского Союза в спринте. Уплотнение календаря спортивных соревнований позволяет не только увеличивать объем и интенсивность нагрузки, но и совершенствовать спортивно-техническое и тактическое мастерство, воспитывать специфическую соревновательную выносливость и психическую устойчивость.

Введение новой системы розыгрыша чемпионата страны продлевает период участия велосипедистов в соревнованиях до 8 месяцев. Значительно увеличилось количество дней соревнований в году (до 50—60), а число стартов теперь составляет от 90 до 120. Общий объем нагрузки у гонщиков на треке равен 18 000— 20 000 км в год.

Изучение дневников гонщиков на треке высокого класса позволило прийти к выводу, что количество стартов на основной дистанции резко возросло, а это важный фактор, способствующий подготовке спортсменов высокого класса (С. С. Семашко, 1971).

Итоги нескольких спортивных сезонов подтверждают правильно выбранное направление в подготовке велосипедистов: объем специальной подготовки на шоссе и треке необходимо расширять всеми возможными средствами.

Поиск наиболее рацинального перехода от подготовительного периода (январь — апрель) к соревновательному привел к выводу о том, что шестидневную групповую гонку на треке, а также чемпионат СССР в многодневной гонке следует проводить в более ранние сроки, чем это планировалось раньше.

Результатом проведения соревнований в
более ранние сроки явилось увеличение общего объема специальной нагрузки. Так, в апреле — мае 1975 г. тренировочный километраж вырос более чем в два раза по сравнению с этим же периодом в 1972 г.

В настоящее время в конце спортивного сезона гонщики на треке принимают участие в индивидуальной гонке преследования и шестидневной парной гонке на треке.

Ведущие зарубежные гонщики широко используют возможность участия в соревнованиях в зимний период подготовки на закрытых велодромах. В таких гонках часто встречаются между собой гонщики-любители и профессионалы. УСИ предусматривает гонки, в которых любители могут выступать вместе с профессионалами. Так, гонщики ФРГ зимой принимают участие в 10 шестидневных парных гонках, проводимых на закрытых велодромах Европы, и, таким образом, имеют около 60 дней соревнований только в зимних условиях.

Уже стало традицией, что ежегодно советские велосипедисты участвуют в крупных международных соревнованиях в декабре — январе на закрытых велодромах ГДР. Впервые в 1975 г. наши сильнейшие спринтеры приняли старты в соревнованиях в марте, проводимых на велодромах острова Барбадос.

Участие советских велосипедистов в соревнованиях в зимних условиях на открытых и закрытых велодромах принесло ощутимую пользу — спортсмены упрочили свои позиции ведущей команды мира.

Новые закрытые велодромы, строительство которых уже началось в нашей стране, позволят перейти на круглогодичную специальную подготовку не только сильнейшим велосипедистам, но и молодым спортсменам. Такие спортивные сооружения будут способствовать более быстрому достижению велосипедистами технического и тактического мастерства.

Особый эмоциональный и физиологический фон, создаваемый обстановкой соревнований, усиливает воздействие физических упражнений на организм и способствует проявлению его функциональных возможностей, которые полностью раскрываются в условиях тренировочных занятий. Применение соревновательного метода подготовки позволит при достигнутых объемах нагрузки значительно улучшить эффективность тренировочного процесса велосипедистов.