Пути совершенствования методики соревновательной подготовки велосипедистов высокой квалификации

Страницы: 1 2 3 4

Среди ряда других методов тренировки соревновательному методу в велосипедном спорте отводится важное место. Сильнейшие спортсмены мира, представители большинства циклических видов спорта, участвуют в 40—45 соревнованиях в год. Своего рода рекордсменами считаются велосипедисты-профессионалы, в календаре которых числится от 100 до 150 соревновательных дней. Соревновательный метод для этих спортсменов является основным, так как он способствует расширению функциональных возможностей организма, лимитирующих достижение высоких спортивных результатов.

Сильнейшие велосипедисты-любители, выступающие в гонках по шоссе, имеют от 90 до 100 соревновательных дней. Спортсмены, специализирующиеся в гонках по треку, имеют более 100 соревновательных дней, а количество стартов достигает 200—230 в год. Разумеется, что такое количество соревнований может быть только у спортсменов высокой квалификации.

Спортивные соревнования помогают не только оценить эффективность проделанной работы и определить пути совершенствования тренировочного процесса, но и оказывают существенное тренирующее воздействие на физические качества и функциональные возможности спортсмена (А. Д. Нижегородцев и соавт., 1972).

Исследованию влияния соревнований на развитие специальной выносливости посвящен ряд работ (Л. П. Матвеев. 1962; М. Я Набатникова, 1971; А. Д. Нижегородцев, 1970). Соревновательные нагрузки по длительности и характеру работы оказывают различное воздействие на динамику подготовленности велосипедиста. Участие спортсмена в соревнованиях на короткие дистанции воздействует главным образом на уровень его скоростных возможностей (Е. М. Архипов, А. В. Седов, 1958; С. В. Минаков, Л. М. Шелешнев, В. А. Бахвалов, 1967). Дистанции, равные соревновательной или несколько большие, в значительной степени оказывают воздействие на рост общей и специальной выносливости (А. Д. Нижегородцев, 1970; С. С. Семашко, Н. В. Басов, 1974; А. Д. Нижегородцев, С. В. Ердаков, 1974).

Одним из главных условий соревновательной системы подготовки является четкое, объективное дифференцирование соревнований по степени их ответственности, роли и месту в процессе подготовки каждого спортсмена.

В системе соревнований следует различать:
1.       Подготовительные соревнования (в том числе и контрольные). Основная цель — определить уровень подготовленности.

2.       Подводящие соревнования. Основная цель — подвести спортсмена к основным соревнованиям сезона.

3.       Отборочные соревнования. Основная цель — отобрать спортсменов для участия в крупнейших международных соревнованиях.

4.       Основные соревнования.

Учитывая разнообразные воздействия спортивных соревнований, Н. Г. Озолин (1967) предложил дифференцировать их по направленности: на рекорд, победу, контроль, повышение тренированности и т. п.

В основных соревнованиях спортсмен должен проявить себя и утвердиться в сборной команде или завоевать право быть включенным в нее. Время их проведения планируется в соревновательном периоде после достаточно фундаментального подготовительного периода на фоне некоторого снижения объема нагрузки. Целый ряд других соревнований, если даже они включены в официальный календарь, являются подготовительными и контрольными и проводятся без снижения тренировочной нагрузки. Такие соревнования не отличаются предельными стрессовыми ситуациями.

К .сожалению, часто на практике по результатам подготовительных соревнований тренеры делают преждевременные выводы о степени подготовки спортсмена и включают его в основной состав. Спортсмены знают методы работы таких тренеров и, в свою очередь, учитывают это. Во время подготовительных соревнований они стремятся показать неплохие результаты, но от этого в значительной степени страдает сама система соревновательной подготовки. Подготовительные соревнования следует заранее четко определить, чтобы использовать их не только в соревновательном, но и в подготовительном периодах тренировки. Соревновательный метод нельзя отнести к универсальным методам тренировки, однако он имеет важное значение не только в основном этапе годичного цикла, но и в другие периоды подготовки (С. С. Семашко, 1971).