Специальные велотренажеры для совершенствования техники педалирования

Страницы: 1 2 3 4

Целесообразность сочетания применяемых велотренажеров для совершенствования техники спортивного педалирования подтвердил эксперимент, в котором приняло участие 3 группы спортсменов, всего 36 велосипедистов.

Порядок работы на велотренажерах был следующим: первые 5 занятий (по 30 мин.) спортсмены экспериментальных групп тренировались на одном велотренажере, а последующие 5 — на другом. Таким образом, велосипедисты каждой экспериментальной группы прошли подготовку на двух велотренажерах поровну. Контрольная группа в это время выполняла тренировочную работу на велостанках.

Анализ результатов лабораторных испытаний выявил положительные сдвиги в затрате времени на преодоление 10 оборотов шатуна во всех группах. В 1-й экспериментальной группе динамика была следующей: 3,27 сек. в начале и 3,18 сек. в конце эксперимента, т. е. время уменьшилось на 2,76% (Р<0,05), во 2-й — 3,31 и 3,20 сек., т. е. на 3,38% (Р<0,05) и в 3-й —3,36 и 3,29 сек., т. е. на 2,11% (Р>0,05) соответственно.

Примерно такие же изменения в результатах произошли и при - выполнении работы 30 оборотов шатуна. Так, в 1-й группе эти сдвиги составили 0,23 сек. или 2,27% (Р>0,05), во 2-й —0,23 сек. или 2,27% (Р>0,05) и в 3-й —0,12 сек. или 1,16% (Р>0,05).

Более существенные различия были получены в контрольных испытаниях при выполнении упражнения педалирование 4 минуты в максимальном темпе, В конце эксперимента количество оборотов шатуна за указанный отрезок времени увеличилось во всех группах: в 1-й на 16,22 оборота или на 3,17% (Р <0,05), во 2-й на 24,00 оборота или на 4,69% (Р<0,05) и в 3-й на 10,94 оборота или на 2,25% (Р<0,05).

В двух экспериментальных группах кривая усилий, прилагаемых к шатунам, приняла вид эталонной синусоиды. У велосипедистов контрольной группы она осталась примерно на исходном уровне.

В следующей серии наблюдений изучалось влияние велотренажеров на совершенствование техники спортивного педалирования высококвалифицированных велосипедистов (кмс и мс). В эксперименте приняло участие 9 человек.

Совершенствование техники педалирования проводилось на двух велотренажерах (6 занятий на каждом по 30 мин.), работа на которых была включена в общий план учебно-тренировочных занятий.

В результате проведенного педагогического эксперимента были получены данные, свидетельствующие об улучшении спортивных результатов по всем предложенным ранее тестам. Так, при выполнении упражнения 10 оборотов шатуна в максимальном темпе время работы уменьшилось на —0,072 сек. (2,38%), 30 оборотов шатуна — на —0,175 сек. (1,89%). При 4-минутном педалировании в максимальном темпе возросло количество оборотов шатуна, которое составило 564,0±5,13 против 520,5± 10,28 в начале эксперимента, т. е. на +43,5 оборота или на 8,02% (Р<0,01).

Рассматривая технику спортивного педалирования, приобретенную при занятиях на велотренажерах, необходимо отметить положительные изменения тензодинамографических характеристик усилий, прилагаемых к шатунам, что свидетельствует о совершенствовании двигательного навыка. После эксперимента тангенциальная кривая усилий приняла вид эталонной синусоиды.

Таким образом, подготовка на велотренажерах дает определенное преимущество перед традиционными методами совершенствования техники педалирования не только юных, но и квалифицированных велосипедистов.

Для изучения вопроса об устойчивости двигательного навыка педалирования, приобретенного на велотренажерах, были проведены исследования техники педалирования спортсменов, ранее тренировавшихся на этих устройствах. Исследования проводились спустя 2,5— 3 месяца после тренировочных занятий на велотренажерах.