Нетрадиционные способы тестирования специальной подготовленности велосипедистов

Страницы: 1 2 3

Наибольшей информативностью обладают тесты, позволяющие оценивать тренированность спортсменов в условиях, максимально приближенных к соревновательным. Такую возможность предоставляют тесты с кардиолидером, основанные на методе регулируемой тахикардии, поскольку пульсовые режимы соревновательных нагрузок у велосипедистов хорошо изучены (В. М. Зациорский, Ю. Г. Крылатых и др., 1975; Ю. А. Гаммерштедт, Л. Евгеньева, 1976; В. П. Музис, Ю. К. Дравниек, 1977, и др.).

Напомним, что кардиолидер помогает спортсмену поддерживать частоту сердечных сокращений (ЧСС) на заданном уровне или изменять ее по заданной программе. При тренировках с кардиолидером можно программировать и контролировать срочный тренировочный эффект, благодаря чему тренировки становятся более целенаправленными и эффективными.

В исследовании принимали участие 10 велосипедистов различной спортивной квалификации (от II разряда до мастеров спорта). Спортсмены на московском треке стадиона «Юных пионеров» длиной 400 м выполняли специальную работу с кардиолидером на пяти режимах ЧСС — 110, 130, 150, 160, 170 уд/мин. При этом измерялось время прохождения велосипедистами 400-метровых отрезков дистанции, после чего вычислялись средняя скорость и «пульсовая стоимость» 1 м пути. Для повышения надежности тестирования пульсовые режимы подбирались по случайному закону, что позволило избежать наложения утомления от предыдущей работы на последующую; при каждом новом пульсовом режиме исследование повторялось 3 раза.

Коэффициент надежности тестов с кардиолидером на треке определялся по внутриклассовому коэффициенту корреляции методом дисперсионного анализа (Р. Фишер, 1958). Результаты тестирования приводятся в табл. 2.

Отметим, что в зависимости от числа попыток в тесте его надежность варьируется от оценки «удовлетворительно» при однократном тестировании до оценки «отлично» при пятикратном повторении процедуры тестирования. По табл. 3 можно определить информативность и надежность теста по величине коэффициента информативности и коэффициента надежности.

Информативность тестов с кардиолидером в велоспорте обеспечивается тем, что скорость передвижения велосипедиста при заданном уровне ЧСС увеличивается с ростом его специальной подготовленности. Причем для любого типа циклических движений существует некоторая оптимальная скорость, при которой достигается наибольшая эффективность движения. Тесты с кардиолидером позволяют достаточно просто выявить наиболее экономичные режимы педалирования. Для этого достаточно вычислить число ЧСС, приходящееся на 1 м пути:
где ПС — «пульсовая стоимость» 1 м пути; ЧСС — программируемая частота сердечных сокращений (уд/мин); Δt — время выполнения тестового задания (с);
L — длина дистанции, на которой проводится тестирование (м). Величина «пульсовой стоимости» зависит от уровня тахикардии и тренированности спортсмена.

Выбор пульсовых зон при тестировании с кардиолидером определяется тренером или исследователем в зависимости от того, какая зона мощности или пульсовой режим интересует их. Соответственно работа гонщика будет проходить при следующих режимах ЧСС (В. Н. Черемисинов, С. Д. Неверкович, 1972): 110—150 уд/мин — работа аэробной направленности;
160—170 уд/мин — работа аэробно-анаэробной направленности;
более 170 уд/мин — работа анаэробной направленности.

В результате тестирования вычисляется средняя скорость прохождения дистанции на всех исследуемых режимах ЧСС у всех спортсменов, принимавших участие в эксперименте.

Границы пульсовых зон при работе с кардиолидером существенно изменяются в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации и спортивной квалификации. Так, например, у велосипедистов-юношей поддержание определенной скорости движения будет проходить на более высоком уровне ЧСС, чем у спортсменов-мужчин. Во всех возрастных группах у спринтеров ЧСС будет выше, чем у гонщиков, специализирующихся на средние дистанции (С. М. Гордон, А. А. Кашкин, В. В. Седых, 1976).

Определение границ пульсовых зон мощностей по ЧСС решается с помощью общепринятых методов тестирования (определение МПК, РWС170 и других ступенчатых проб) с обязательным газоанализом. На получение результата тестирования и его дальнейшую математическую обработку затрачивается много времени; кроме того, на это необходим специально подготовленный медицинский персонал. Проведение таких обследований возможно только во время углубленного медицинского обследования в сборных командах.