Техника педалирования велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Анализ усилий, прилагаемых к педалям, показал, что подтягивание для правой педали составляет 31,8%, для левой — 28,5% от общих усилий, прилагаемых к ней. Асимметрия приложения усилий между педалями составила 4,2%.

Суммарная результирующая усилий имеет также вид синусоиды, но с некоторыми отклонениями по отношению к той, которая была выявлена у высококвалифицированных велосипедистов, Данные отклонения объясняются менее рациональным распределением усилий в цикле педалирования.

Совершенно иной характер приложения усилий к педалям был выявлен у велосипедистов массовых разрядов (рис. 4, с). Так, усилия, прилагаемые к правой педали в секторе от 0 до 35°, направлены на подтягивание, а не на давление, как у высококвалифицированных велосипедистов. В точке 35° усилия равны нулю, затем они нарастают и достигают максимума в точке 120°, а не 90°, как у мсмк и мс, потом снижаются до нуля в точке 255°. После этого велосипедисты подтягивают педаль в секторе 255—360—35°, т. е. по дуге 140°, где максимальные усилия достигаются в точке
330°. Усилия, прилагаемые к левой педали, примерно аналогичны усилиям, прилагаемым к правой. Так, в секторе от 0 до 110° (180— 290°) происходит давление на педаль, в точке 110° (290°) усилия равны нулю; в секторе от 110 до 210° (290—360—30°) идет подтягивание, в точке 210° (30°) усилия равны нулю. Затем нога давит в секторе 210—360—110° (30—290°). Максимальные усилия при давлении на педаль достигаются в точке 300° (120°), при подтягивании — 0° (180°).

Таким образом, у велосипедистов массовых разрядов верхняя и нижняя «мертвые» точки ограничены секторами 30—35° и 255—290° соответственно. Верхняя «мертвая» точка имеет небольшой сектор, равный 5° (примерно такой же, как и у велосипедистов рассмотренных выше квалификаций), однако она смещена вперед по ходу вращения шатуна: по отношению к мсмк и мс на 45°, кмс и I разряду на 20°. Нижняя «мертвая» точка имеет сектор, равный 35°, это больше, чем у велосипедистов других квалификаций, примерно в 7 раз. Следует отметить, что эта точка смещена и приходится на заднее горизонтальное положение шатуна — 270°, т. е. находится в наиболее рациональной зоне для максимальных усилий при подтягивании педалей. Дуга, по которой нога давит на педаль, составляет 220° (35— 255°), а дуга, по которой нога подтягивает педаль, всего 100° (290—360—30°). Остальная часть круга, равная 40°, занята на переключении работающих мышц при педалировании.

Отношение усилий, затраченных на подтягивание педалей, к общим усилиям, затраченным в цикле педалирования, составляет для правой — 22,9%, левой — 8,7%. Асимметрия в приложении усилий между педалями достигает 40,2%.

В секторах от 210 до 240°, т. е. по дуге 30°, для правой педали и от 210 до 270°, т. е. 60°, для левой усилия направлены не на подтягивание, а на давление и тем самым тормозят движение. В связи с этим для поддержания выбранного индивидуального темпа, велосипедистам приходится больше прилагать усилий во время давления на педаль, где максимальные значения составляют от 13 до 17 кг против 10—13 кг.

Суммарная результирующая двух педалей близка к синусоиде, где даже без детального анализа видна асимметрия между секторами 0—180° и 180—360° (0°). Опускание кривой усилий ниже нулевой линии указывает на то, что прилагаемые к педали усилия направлены против движения. Это обусловлено тем, что в секторе от 210 до 270° нога не подтягивает педаль вверх, а из-за неправильной техники педалирования и слабо развитых групп мышц нижних конечностей давит на нее.