Техника педалирования велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

На основании анализа динамографических характеристик техники педалирования были выявлены особенности приложения усилий к педалям велосипедистами различной спортивной квалификации, подтверждающие концепцию, выдвинутую Л. В. Чхаидзе (1959), о закономерностях кругового педалирования.

При воздействии на педаль усилия, прилагаемые к ней, начинают нарастать в секторе от 0 до 90°, достигая своего максимума в зоне 90°, что обусловлено наиболее выгодной длиной рычага (шатуна) в этом положении, анатомическим строением нижних конечностей, обеспечивающих главным образом опорные функции, и спортивной квалификацией велосипедистов. В дальнейшем при движении шатуна вниз и назад наблюдается постепенное снижение силы воздействия на педаль вплоть до зоны 180°, что связано с уменьшением длины рычага и изменением направления приложения усилий к педалям, в результате чего в работу включаются относительно слабые группы мышц.

Чем выше квалификация спортсмена, тем меньше выражены различия в приложении усилий в зонах от 0—180° и 180—360°. Эта особенность обусловлена тем, что нога, находящаяся на педали в диаметрально противоположном положении, оказывает активное воздействие на педаль. У квалифицированных спортсменов она подтягивает педаль, у новичков и спортсменов массовых разрядов давит своим весом в сторону, противоположную движению шатуна.

Рассматривая динамографические показатели, мы обнаружили, что наибольшие усилия воздействия на педаль наблюдаются при горизонтальном положении шатуна, т. е. 90 и 270°, а наименьшие — с приближением к «мертвой» точке — 0 и 180°, абсолютные показатели воздействия на педали (сила давления или подтягивания) различные. Объясняются эти различия несоответствием (причем весьма значительным) силы мышц, обеспечивающих давление на педаль (разгибатели бедра и голени) и подтягивание ее (сгибатели бедра и голени).

Эти данные согласуются с результатами исследований авторов, которые пришли к заключению, что наиболее сильные группы мышц у человека — разгибатели. Тензодинамографические исследования техники педалирования также позволили установить, что степень воздействия на педаль на протяжении всей окружности меняется в значительных пределах. Это подтверждает ранее высказанную концепцию некоторых авторов о том, что педалирование является круговым,
а не равномерно-роговым. Именно круговое педалирование обусловливает более рациональное распределение усилий воздействия на педаль с ростом тренированности спортсмена. В этой связи вполне понятна и такая закономерность: чем выше квалификация велосипедистов, тем меньше различие в величине усилий, направленных на давление и подтягивание педалей, и, наоборот, чем ниже квалификация спортсменов, тем различия более значимы. Результаты работы также подтверждает вывод А. В. Седова (1966) об отсутствии усилий на педалях в верхней и нижней «мертвых» точках и тем самым отвергают вывод Г. М. Мартынова (1970) о том, что в цикле педалирования нет ни одной точки, где бы усилия отсутствовали.

Приведенные данные позволяют по-новому подойти к методике обучения и совершенствования техники педалирования велосипедистов различной спортивной квалификации.