Олимпийский велотрек и трасса в Крылатском

В Москве для проведения олимпийских соревнований по велосипедному спорту построен первый в стране закрытый велотрек, самый длинный в мире — 333,33 м. Крупнейшие олимпийские треки в Монреале и в Мюнхене имеют длину 287 м.

Основные параметры олимпийского трека полностью соответствуют требованиям ФИАК.

Общий вид олимпийского велотрека в Крылатском

Его ширина — 9 м, ширина зоны для тихой езды — 5 м, радиус поворота — 32 м, максимальный угол наклона на вираже — 42°, а на прямой— 11°. Длина прямой составляет 37 м. На треке можно развивать скорость до 90 км/час.

Однако для гонщика-трековика важна не только геометрия трека, но и его покрытие.

Обычно деревянные треки делают из сосны. В Крылатском покрытие сделано из сибирской Лиственницы. По сравнению с сосной ее древесина более стойка к загниванию и отличается высокой прочностью. Это покрытие было одобрено специалистами, в том числе и Международным союзом велосипедистов.

Трибуны велотрека вмещают 6000 зрителей. Очень комфортабельно оборудованы кабины-раздевалки для гонщиков. Площадь кабины для одного гонщика составляет 15—20 м2, а для команд — от 50 до 70 м2.

Генеральный секретарь Международного союза велосипедистов М. Экель (Польша) назвал трек в Крылатском лучшим в мире. В этом нет преувеличения. Полотно, выложенное сибирской лиственницей, позволяет велосипедистам развивать скорость до 90 километров в час.

До открытия Игр Доброй Воли 1986 года в Крылатском было установлено 66 мировых рекордов. И уже в первый вечер Игр доброй воли 27-летний Михаэль Хюбнер из ГДР проехал 200 метров за 10,224 секунды. Он превзошел (10,249) достижение трехкратного чемпиона мира Сергея Копылова, опередив чемпиона Московской Олимпиады и первенства мира своего соотечественника Лутца Хесслиха и чемпиона Олимпиады Лос-Анджелеса Марка Горски (США). После заезда новый рекордсмен сказал, что соавтором своего достижения считает... трек Крылатского.

Эрика Салумяэ из Таллина откорректировала свой же мировой рекорд, доведя его в гонке на 200 метров с хода до 11,489 секунды. Мировые рекорды в Крылатском установили 20-летний гонщик из Выборга Вячеслав Екимов в индивидуальной гонке преследования, а затем он же вместе с Сергеем Хмелининым, Александром Красновым, Василием Шпундовым — в командной гонке преследования на 4000 метров.

Схема олимпийской кольцевой трассы в Крылатском

Велодром соседствует с кольцевой шоссейной трассой. Такое соседство, безусловно, будет способствовать повышению мастерства гонщиков-трековиков, ибо в современной методике подготовки большой удельный вес занимают тренировки на шоссе. Кольцевая трасса длиной 13,5 км имеет асфальтовое покрытие, ширину проезжей части 7 м и финишную прямую 14 м. Трасса насчитывает 88 поворотов, множество подъемов, спусков, прямых участков, что полностью соответствует требованиям Международной федерации велосипедного спорта. Место старта и финиша совмещено и находится около велотрека. Там же построены временные трибуны на 4000 мест. Характер ландшафта Крылатского, расположенного в пойме реки Москвы и на прилегающих возвышенностях, как нельзя лучше подошел для создания велосипедной трассы.

На подходах к трибунам и на площадках вблизи них располагаются все необходимые сооружения: помещения для судей, кабины участников, стоянки для машин технической помощи, медицинские кабинеты и т. д. Трасса обеспечена всеми необходимыми системами инженерного оборудования, электроосвещением в соответствии с требованиями цветного телевидения, информационной аппаратурой и всеми видами средств связи.

Трасса почти полностью изолирована от автомобильных дорог и предназначена только для проведения тренировок и соревнований по велосипедному спорту. Интересна она и тем, что зрители могут видеть почти всю гонку, находясь в одной точке. Это, безусловно, повысит интерес зрителей к гонкам.

Олимпийская командная шоссейная гонка на дистанцию 100 км будет проводиться на действующей автотрассе Москва — Минск. Трасса имеет один поворот на 73,5 км. Старт находится на 23-м км, протяженность дистанции 101 км. (Рекорды на шоссейной трассе не регистрируются, поэтому ее длина может быть несколько большей, чем 100 км, но ни в коем случае не меньшей.) Рельеф трассы в основном равнинный с небольшими спусками и подъемами.

На этой трассе многократно проходили всесоюзные и международные соревнования. По требованию ФИАК соревновательная трасса должна иметь идеальное покрытие, поэтому на протяжении всей дистанции было обновлено асфальтовое покрытие. Часть трассы до места старта длиной 4,5 км (с 1,8,5 до 23 км) используется командами для предстартовой разминки. Рядом со стартом оборудуется разборная трибуна на 15 000 мест с ложей для почетных гостей. Здесь же расположены все судейские, служебные и медицинские помещения, необходимые бытовые службы. На велотреке будет установлено два табло, дающих информацию на одну и другую трибуны трека. Вес одного табло составляет 11 т. Табло для велотрека изготовлено швейцарской фирмой «Свисс-Тайминг», для кольцевой трассы — венгерской фирмой «Электроимпекс» и для  шоссейных соревнований — предприятием        Спорткомитета СССР — ВИСТИ.

Специалисты велосипедного спорта знают, насколько трудоемка организация велосипедных соревнований, в особенности на шоссе. Даже самые мелкие вопросы играют немаловажную роль в качественном проведении соревнований. Поэтому для подготовки олимпийских соревнований была заранее составлена спортивно-технологическая схема, куда вписаны все вопросы, которые могут возникнуть при подготовке к соревнованиям. Это сделано для того, чтобы ничего не забыть и все сделать своевременно.

    А. Куприянов, заслуженный мастер спорта СССР, главный специалист УСП Оргкомитета «Олимпиада-80»