Рождение отечественного велотуризма

Не есть ли это прообраз сегодняшних велопоходов выходного дня?

Отдельные велосипедисты-любители отваживались и на более дальние многодневные путешествия. Значительное влияние на интерес к дальним поездкам оказало путешествие поручика Мартоса, обстоятельно изложенное в первых 22 выпусках журнала «Велосипед» за 1892 год. Взяв старт в конце мая 1889 года в Петербурге, он осенью прибыл в Лондон, преодолев за 52 дня свыше 5000 верст. С позиции нашего времени любопытно взглянуть на экипировку этого путешественника. Одежда состояла из нательной рубахи, тужурки, коротких штанов, чулок и шапочки. Все из чистой шерсти для предохранения тела от простуды. Туфли были из промасленной парусины на кожаной, подшитой резиной подошве. Багаж включал три смены белья, полотенце, плащ с капюшоном, две пары чулок, запасные брюки. Все это вместе с туалетными
принадлежностями, картами, записной книжкой, инструментами для велосипеда и другой мелочью размещалось в небольшом чемоданчике из непромокаемой парусины, который прикреплялся ремнями впереди руля (заднего багажника тогда еще не существовало). Однако уже в самом начале поездки стали очевидны недостатки такого размещения груза, и содержимое чемоданчика пришлось распределить отдельными вьюками по раме вокруг седла, чтобы вся тяжесть ложилась на заднее колесо. Таким образом, разгружалось переднее колесо, что облегчало управление велосипедом.

Среди дальних путешествий 1895 года членов Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей упоминаний заслуживают поездки П. А. Орловского в Тифлис и Андерсона с супругой в Ревель и Москву. Андерсоны представили в Гоночную комиссию контрольные книжки, причем в них помимо отметок о прибытии и отъезде помещены также краткие описания как самого путешествия, так и пройденной местности.

Одновременно с велопробегами одиночек и малочисленных групп появляются и, как их тогда называли, совместные поездки, основной целью которых являлся не соревновательный, а познавательный интерес. Бесспорно, такие поездки являлись туристскими по содержанию, а их участники вполне отвечали современному понятию «турист». Жаль, что участников этих было крайне мало: в 1887 году в рядах Санкт-Петербургского общества числилось 40 человек, а Московского — и того меньше — 33 человека.

С появлением в 1889—1890 годах удобных безопасных велосипедов наметился рост числа любителей быстрой езды: в 1892 году в России их насчитывалось уже более 6000 человек. Результатом изменений в характере поездок, приобретавших все более туристскую направленность, стало создание в Петербурге 4 марта 1895 года нового Общества велосипедистов-туристов. Отдавая дань моде и борясь за увеличение своих рядов, Общество еще считало возможным в уставе упоминать о гонках. хотя в своей практической работе все чаще от них отказывалось. Уже в третьей редакции устава (31 марта 1899 г.) основная цель Общества формулируется как «содействие туризму вообще и велосипедному в частности». Общество быстро росло и к 1901 году (преобразовано в Российское общество туристов) насчитывало в своих рядах свыше 1200 человек, а его представительства были открыты в 135 городах России.

Подведем первые итоги. В самом конце XIX столетия в результате совершенствования велосипеда в любительском велосипедном движении наметился массовый рост велосипедистов, у которых туристские интересы были на первом плане. Организация Санкт-Петербургского общества велосипедистов-туристов, таким образом, официально закрепила рождение отечественного велотуризма.

После революции была поставлена задача сделать туризм более доступным самым широким массам трудящихся страны.

Российское общество туристов, возобновившее свою деятельность в середине 20-х годов, представляло собой узкорегиональный, чисто московский кружок, массовой работы не проводило и ни в коей мере поставленным задачам не отвечало. Поэтому с конца 1928 года в России начало работу новое добровольное Общество пролетарского туризма (ОПТ), преобразованное 8 марта 1930 года во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Основной целью ОПТЭ (§ 1 устава) провозглашалось всемерное развитие организованного туризма и экскурсий для содействия политическому, производственному и культурному просвещению трудящихся масс, широкому ознакомлению с экономикой, географией и этнографией страны.