Немного об истории велосипеда

Когда Дениска и Сережа пришли к Косте, он усадил их на диван и стал показывать альбом с марками.  Марок было много по разным тематикам, но ребят, естественно,    интересовали марки о велосипедах.
—       Вот на этой марке,— начал свой рассказ Костя,— изображен самый примитивный велосипед. Он назывался «бегунок» — у него два колеса и перекладина с седлом, а руля не было вовсе. Велосипед был полностью сделан из дерева. Ехать на таком «бегунке» можно было только отталкиваясь ногами от земли, а чтобы повернуть, человек должен был остановиться, приподнять переднее колесо и поставить его в нужном направлении.


—       Кость, а кто первым придумал велосипед? — поинтересовался Сережа.
—       Утверждают, что еще 500 лет тому назад великий итальянский художник и механик Леонардо да Винчи нарисовал эскиз почти современного велосипеда с двумя одинаковыми по размеру колесами, педалями и рулем. Есть и другое предположение, что первым изобретателем велосипеда был русский крепостной мастер Ефим Артамонов. Он сделал железный самокат (так мастер назвал свое детище) и приехал на нем с Урала в Москву в 1801 году на коронацию Александра I. У самоката были два колеса, руль, педали. За эту диковинку Артамонов получил от царя в награду вольную для себя и своей семьи. Но об этом велосипеде вскоре забыли.
К идее изобретения велосипеда пришли и во Франции. В 1808 году в Париже показывали «бегунок», который в отличие от самоката Артамонова не имел ни педалей, ни руля.
—       Это тот самый велосипед, что ты показывал на первой марке?— спросил Сережа.
—       Да. А вот что было дальше. Немецкий изобретатель Карл фон Драйз, узнав о парижском «бегунке», решил его усовершенствовать. Он сделал специальное приспособление — вилку на переднем колесе. Теперь можно было управлять велосипедом, поворачивая переднее колесо в нужном направлении.
—       А на этой марке,— продолжал рассказ Костя,— изображен велосипед с другим, не менее важным усовершенствованием — педалями. Куда удобнее вращать колесо велосипеда, чем отталкиваться от земли ногами. До этого додумался в Германии в середине прошлого столетия простой рабочий-медник по фамилии Дальзель. Теперь седок мог руками управлять велосипедом, а ногами приводил его в движение.
—       А из чего делали в это время велосипеды?
—       Я уже говорил, что сначала это были деревянные конструкции. Велосипед из металлических деталей появился в Европе лишь в 1865 году. Его сконструировали во Франции механики Мишо и Лальмак.
—       А сколько же весил такой велосипед?
—       Примерно в 2—3 раза больше, чем современный, ведь тогда не было легких сплавов из металла.
—       Посмотрите на эту марку,— продолжал Костя,— на ней — самокат, переднее колесо которого почти с человеческий рост, а заднее— всего 30—40 см. Этот велосипед прозвали «пауком».
—       А почему велосипед назвали «велосипедом»?
—       Велосипед получил свое название от двух латинских слов velox — «быстрый» и pedes — «ноги». В результате получилось «велосипед», или буквально — «быстрые ноги». Любопытно, что именно велосипед дал толчок к изобретению шин.
Это было в Англии в конце 80-х годов прошлого века. В семье врача Джона Бойда Данлопа рос десятилетний мальчик по имени Джонни. Однажды отец купил ему трехколесный велосипед, на котором Джонни катался по песчаным дорожкам сада. На колесах велосипеда, кроме резинового ободка, ничего не было, поэтому на всех неровностях мальчика нещадно трясло, а сами колеса глубоко зарывались в рыхлый грунт. Данлоп хотел помочь сыну.
Однажды, поливая цветы, врач нечаянно наступил на резиновый шланг, наполненный водой. Упругость шланга навела его на мысль об использовании резиновой оболочки с водой на колесе велосипеда. Однако такая конструкция себя не оправдала. Хотя колеса теперь могли легко преодолевать мелкие препятствия, глубоко не врезались в землю, ехать на велосипеде с водяными шинами было очень тяжело. Тогда Данлоп вместо воды закачал в резиновые оболочки воздух.
—       И с той поры в конструкцию ничего не добавилось?
—       Почему же? Были еще удачные и полезные изобретения. Например, французский инженер Моро в конце XIX века сконструировал втулку для свободного хода. Теперь, спускаясь на велосипеде с горы, не надо было все время крутить педали, а можно было отдохнуть.
—       Я вижу, что на велосипеде появилась фара,— показал на одну из марок Сережа.
—       Вообще-то правильно не фара, а фонарь. Еще в прошлом веке его стали устанавливать на велосипедах для езды в темное время суток. А вы знаете, откуда пошло слово «фара»?
На острове Форос, что находится неподалеку от египетского города Александрия, был маяк. Его построили в III веке до нашей эры по приказу царя Египта Птолемея. Развитое уже к тому времени морское судоходство требовало безопасного плавания. Вот почему и был построен грандиозный, даже по нынешним временам, маяк. Его высота достигала 160 м, а наверху постоянно горел большой костер. Чтобы поддерживать огонь внутри маяка, по специально устроенной дорожке ослики возили топливо. Маяк служил людям полторы тысячи лет и разрушился лишь несколько веков тому назад из-за случившегося здесь землетрясения. Этот маяк был настолько популярен, что слово «фара» (от французского phare) стало ассоциироваться у людей с осветительными приборами, указывающими путь в ночи.
—       А вот еще один интересный факт,— продолжал Костя.— Правила езды на велосипеде появились раньше автомобильных, они были введены в России еще в 90-х годах прошлого столетия. В них, в частности, говорилось, что велосипед должен быть снабжен звонком и фонарем. Запрещалась быстрая езда и езда «вперегонки». Во время поездки на велосипеде нужно было держаться ближе к правой обочине дороги. Воспрещалось ездить и вести велосипед по тротуарам и пешеходным дорожкам. Совсем как в современных правилах. Правда, были и курьезные по нынешним временам требования. Например, в случае беспокойства встречных лошадей нужно было сойти с велосипеда и постараться по возможности спрятать его.
Стать велосипедистом мог не каждый, кто купил велосипед. Нужно было сдать специальный экзамен по управлению в существовавших в то время обществах велосипедистов.
Велосипед в начале нашего столетия был очень популярным транспортным средством. Л. Н. Толстой, например, ездил на велосипеде в 69-летнем возрасте и был почетным президентом Русского клуба велосипедистов.
Уже в те далекие от нас времена проходили многочисленные соревнования велосипедистов.
В России первые такие соревнования состоялись больше ста лет тому назад, а точнее — в 1883 году. Они проходили в Москве. И что любопытно, на старт, кроме велосипедистов, вышли также несколько казаков верхом на лошадях. Дистанцию длиной в 50 верст (верста — чуть больше километра) выиграл велосипедист Сафонов, который на своем «пауке» опередил не только своих товарищей по спорту, но и всадников, убедительно доказав преимущество нового транспортного средства.
Когда в 1896 году в Греции проходили первые Олимпийские игры нашего времени, соревнования на велосипедах включали в себя сразу несколько видов гонок и были одними из наиболее популярных состязаний. 
—       Велосипед оказался верным спутником и в дальних путешествиях,— продолжал Костя.— В самом начале нашего века русский спортсмен Анисим Панкратов совершил на велосипеде кругосветное путешествие. Для этого ему понадобилось два года. За это незаурядное достижение спортсмену был вручен высший приз Международного союза — Бриллиантовая звезда.
— А как же он пересекал моря и океаны? — полюбопытствовал Дениска.
—       Через водные пространства его перевозили корабли. Однако чтобы проехать сухопутную часть маршрута, надо было иметь немалое мужество и упорство.
В 1928—1931 годах Г. Л. Травин совершил даже по нынешним временам настоящий подвиг — первым проехал вдоль всей границы нашей страны. Выехав с Камчатки, Травин сначала проехал южную часть границы страны, а потом вдоль западной и северной и вернулся на Камчатку.
А вот примеры из нашего времени. Валентин Зенков за 101 день проехал от Магадана до Петербурга, что составило 11,5 тысячи километров. Москвич Г. Ф. Гончаров на протяжении четырех десятков лет каждый свой отпуск проводил на велосипеде, исколесив почти всю страну. Швейцарскому спортсмену Филиппу Фурнье первому в мире в 1986 году удалось пересечь пустыню Сахару. Совершая пробег по маршруту Париж — Дакар, он всего за три недели, проезжая в день 250 км, преодолел этот нелегкий путь.
Листая альбом, Сережа обратил внимание на вырезки из газет, где были изображены совсем необычные конструкции, лишь отдаленно напоминающие велосипеды, например такие, на которых одновременно сидели два, три, четыре и даже пять человек!
—       Были и такие велосипеды,— заметив удивление на лицах ребят, сказал Костя.— Чтобы легче крутить педали и быстрее ехать, придумали тандемы. Это когда сразу два ездока садились на велосипед, триплеты — с тремя велосипедистами и тому подобное. Конструировали велосипеды-амфибии, велосипеды-лимузины, велосипеды-самолеты.
А как вы думаете, какую скорость можно развить на велосипеде?
—       Ну, с автомобилем велосипед, конечно, не может сравниться,— высказал предположение Дениска.
—       Не скажи,— улыбнулся рассказчик, — американскому велогонщику Говарду, следовавшему за лидером в так называемой «аэродинамической тени», не так давно удалось развить скорость 244 км/ч. Эта необычная скорость — мировой рекорд. Такую скорость велосипедист может развить, когда впереди едет автомобиль или мотоцикл. Механическое транспортное средство как бы пробивает в воздухе брешь, и в этом разреженном пространстве велосипедисту легче ехать. Обычная же скорость велосипедиста на дороге—15— 25 км/ч.
Для того чтобы легче было преодолеть сопротивление воздуха, велогонщики надевают
на себя специальные облегающие эластичные комбинезоны, а вместо спиц на колесах используют диски, устраивают обтекатели, как у мотоциклов.
—       Велосипед, наверное, самое лучшее в мире средство передвижения!— воскликнул Дениска.
—       Может быть. Сегодня на планете насчитывается около полумиллиарда велосипедов, столько же, сколько автомобилей. Секрет такой популярности в простоте управления велосипедом, невысокой цене, неприхотливости в эксплуатации, пользе для здоровья и экологической чистоте.
Однако у велосипеда есть и недостатки. Он один из самых неустойчивых и беззащитных на дороге транспортных средств. Любое столкновение для велосипедиста заканчивается травмой, ведь он не защищен, как водитель автомобиля, металлическим кузовом. Да и не все велосипедисты, выезжая на дорогу, хорошо знают Правила и, к сожалению, не всегда их соблюдают.