• История велоспорта
  • Чемпионаты СССР
  • Спартакиады народов СССР
  • Первенства СССР среди молодежи
  • Олимпийские игры
  • Чемпионаты мира (трек и шоссе)
  • Чемпионаты Европы и Мира среди молодежи
  • Велогонки мира
  • Большие призы городов Европы, кубки и матчи стран
  • Турниры «Дружба»
  • Игры Доброй Воли
  • Международный союз велосипедистов (УСИ)
  • Выдающиеся велосипедисты, тренеры и деятели велосипедного спорта
  • Велоспорт в СССР

  • Спартакиада народов СССР 1956
  • Итоги сезона 1975 г. (за рубежом)
  • Итоги и перспективы 1976 г.
  • V и VI летние Спартакиады народов СССР (велосипедные гонки на треке)
  • Итоги сезона 1978 г. Главный ориентир — олимпиада-80
  • По итогам чемпионата мира 1978 г.
  • Проблема антидопингового контроля в велоспорте
  • Итоги чемпионата мира 1979 г. в гонках по треку
  • Итоги чемпионата мира 1979 г. в гонках по шоссе
  • Итоги VII летней спартакиады народов СССР
  • Олимпийский велотрек и трасса в Крылатском
  • Олимпиада-80
  • К итогам выступления советских велосипедистов в гонках по треку
  • Успехи обязывают
  • Эхо олимпиады-80
  • Советские трековики на чемпионате мира 1980 г.
  • Групповая шоссейная гонка среди женщин на чемпионате мира 1980 г.
  • Чемпионат мира 1981 г. в гонках по треку
  • Чемпионат мира 1981 г. в гонках по шоссе
  • Возрождение женского велосипедного спорта
  • Новое в конструкции велосипедов и экипировке
  • Итоги сезона-82
  • Велосипедный спорт в комплексе ГТО
  • Итоги сезона-83
  • VIII летняя спартакиада народов СССР (шоссе)
  • VIII летняя спартакиада народов СССР (трек)
  • Чемпионат мира-1983
  • Велопробег Мира-83
  • Массовое развитие велосипедного спорта в литовской ССР
  • XXXVI велогонка Мира
  • Велотур памяти героя гражданской войны Сергея Лазо
  • Итоги сезона-84
  • Равнение на XXIV олимпиаду
  • К новым победам
  • Всесоюзная спартакиада школьников
  • XXVIII международная многодневная велогонка памяти героя Советского Союза полковника В. Ф. Скопенко
  • Не силой единой…

  • ...Многокилометровое велокольцо, расположенное между подмосковными городами Химки и Новогорском. Здесь занимаются гонщики-шоссейники. Сегодня соревнуются сильнейшие школьники столицы.

    Сложнейший поворот перед последним, финишным подъемом. Шоссе скользит вниз, а затем резко, под углом в восемьдесят градусов, уходит вправо.

    Приближаются спортсмены. Это слышно по нарастающему шелесту шин. Они выскакивают из-за деревьев и стремительной лавиной несутся к коварному зигзагу. Вот кто-то из ребят не справляется с рулем и вылетает с трассы в придорожные кусты. Ему на помощь бросаются тренеры и болельщики. Тормозит машина «скорой помощи», которая на всех соревнованиях следует за караваном гонщиков. Но через несколько секунд парень без посторонней помощи выбирается на дорогу, прихрамывая, разбегается, вскакивает в седло.

    —       Подожди! — кричит ему врач. — Дай хоть зеленкой царапины замажу!
    Но тот, отмахнувшись, продолжает гонку, хотя знает, что соперников догнать нелегко. Он упрямо взбирается в гору, а заднее колесо его велосипеда делает чудовищную «восьмерку».

    Правила организации велосипедных соревнований в СССР

    Правила организации велосипедных соревнований составлены на основе действующих правил соревнований в СССР с учетом общего и технического регламентов первенства мира и установления рекордов, утвержденных УСИ и ФИАК. Эти правила являются обязательными для всех видов соревнований по велосипедному спорту на территории СССР.

    В рамках настоящей статьи рассматриваемые технические вопросы касаются только регламента конструкции и оснастки гоночного велосипеда, а также регламента технической экипировки гонщика. Ниже приведены сведения, которые являются формальной выпиской из официального документа «Велосипедный спорт. Правила соревнований», утвержденного Федерацией велосипедного спорта СССР.

    Требования к велосипедам. В велосипедных соревнованиях разрешается пользоваться велосипедами любой конструкции, снабженными или нет такими приспособлениями, как переключатель скорости, трещотка и т. д. (за исключением гонок на треке), при условии, что велосипеды приводятся в движение исключительно человеческой мускульной силой, не имеют приспособлений для уменьшения сопротивления воздуха и не превышают 2 м в длину и 0,750 м в ширину.

    Кроме того, велосипеды должны отвечать следующим требованиям:
    1) расстояние между осью каретки и землей должно быть не менее 0,240 м;
    2) расстояние между вертикалями, проведенными через ось каретки и ось переднего колеса, должно быть не менее 0,540 м и не более 0,600 м;
    3) расстояние между вертикалями, проведенными через переднюю точку металлической части седла и ось каретки, не должно превышать 0,150 м;
    4) расстояние между вертикалями, проведенными через ось каретки и ось заднего колеса, должно быть не менее 0,550 м;
    5) колеса велосипеда могут быть разного диаметра, как компактными (дисковый набор), так и со спицами (спицевый набор) в количестве от 16 до 40;
    6) запрещается применение каких-либо устройств в компактных колесах в целях ускорения их вращения;
    7) в индивидуальных и командных гонках преследования, гитах, в командных гонках и гонках на время на шоссе велосипед может быть оборудован рулем в виде «рогов быка» (кроме спринтерских, групповых, лидерских и многодневных гонок);
    8) в гонках на треке запрещаются тормоза, трещотки, гайки-барашки и переключатель скоростей (в индивидуальных гонках на побитие рекорда применение свободного хода и переключателя скоростей официально разрешается);
    9) в гонках на шоссе, если велосипед не имеет свободного хода, обязательно наличие одного хорошо работающего тормоза, а если велосипед имеет свободный ход заднего колеса, обязательно наличие двух хорошо работающих тормозов;
    10) концы осей передней и задней втулок должны быть выполнены заподлицо с гайкой или могут выступать не более чем на 5 мм;
    11) концы труб руля должны быть обтянуты лентой, отверстия труб руля и выноса должны быть заделаны пробкой, выступающей наружу не менее чем на 5 мм.

    Запрещается всякое толкание вперед гонщика, производимое руками: круговое, попеременное или какое-либо другое.

    Требования к одежде и снаряжению гонщика. Костюм гонщика состоит из комбинезона, верхняя часть которого заканчивается у шеи, а нижняя (трусы) должна быть на 0,1 м выше коленей, или из велорубашки и трусов, а также велотуфель, носков, велошлема (каски) и вело-перчаток (по желанию).

    Трусы должны быть только черного цвета, с боков разрешается полоса другого цвета шириной не более 90 мм. Носки — однотонного белого цвета; для гонщиков-шоссейников носки обязательны.

    Для советских велосипедистов, выступающих за пределами СССР в составе сборной команды страны, УСИ установил обязательный цвет велорубашек — красный. На велорубашках для спортсменов-любителей не допускаются надписи и другие рекламные символы, кроме названия своей спортивной организации. Членам сборной команды СССР разрешается надевать установленную для них спортивную форму только в тех соревнованиях, где участвуют сборные команды СССР.

    По утвержденному регламенту МОК и УСИ в белой велорубашке олимпийского чемпиона с пятью переплетенными кольцами, в белой велорубашке чемпиона мира с пятью традиционными полосами и в красной велорубашке с гербом и надписью «Чемпион СССР» могут выступать только сами чемпионы в период владения этими титулами и только в соревнованиях того вида, где были завоеваны эти звания.

    Гонщики командных, парных и многодневных соревнований обязаны иметь форму одинакового цвета.

    На всех видах соревнований на шоссе, треке и в кроссе гонщики-любители обязаны выступать в шлеме, который может быть сплошным из твердого литого материала (каска) или состоящим из полос-валиков, отстоящих друг от друга на расстояние не более 45 мм. Любой шлем должен быть снабжен плотно затягивающимся подбородочным ремнем. Во время соревнований не допускается установка каких-либо передаточно-приемных устройств как на поверхности, так и внутри шлема.