Велосипедный спорт в комплексе ГТО

В январе 1972 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О введении нового Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Новый комплекс ГТО был утвержден как. программная и нормативная основа советской системы физического воспитания, охватывающей население страны в возрасте от 7 до 60 лет и старше.

Важное место в комплексе ГТО занял велосипедный спорт, который и ранее входил в программы комплекса ГТО, но в ныне действующем он, пожалуй, нашел наиболее полное отражение. Это и неудивительно. Ведь общеизвестно, насколько благотворно влияют занятия велоспортом на укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека. Не случайно, что в промышленно развитых зарубежных странах прокатился «велосипедный бум». Убедительно доказано, что велосипед — незаменимое средство предотвращения и даже лечения столь распространенных сейчас сердечных и сосудистых заболеваний, а также важное средство укрепления здоровья. Поэтому велосипедный спорт вошел во все ступени действующего в настоящее время комплекса ГТО как норматив по выбору для бесснежных районов страны. Нормативы комплекса ГТО по велосипедному спорту приводятся в табл. 1.

Как видно из приведенной таблицы, нормы по велоспорту в программе комплекса ГТО охватывают все возрастные группы от 7 до 60 лет и старше. Велосипед завоевывает все большую популярность не только как вид спорта, но и как надежное средство передвижения. В стране ежегодно выпускаются миллионы велосипедов различных марок, и почти каждая семья имеет свой велосипед. Поэтому организовать соревнования по велоспорту для сдачи норм ГТО не составит больших трудностей. И если даже в классе, группе, бригаде окажется, что один велосипед приходится на двух сдающих нормы, то это не должно стать непреодолимым барьером. Тогда вместо одного заезда придется организовать два. Правила соревнований по приему норм ГТО по велоспорту довольно просты. Соревнования эти могут успешно провести 3—4 человека. Ведь в данном случае будет важно не столько занятое место, сколько норматив, в который необходимо уложиться.

Для трассы можно выбрать любой участок шоссе, дороги, в том числе проселочной, кольцо вокруг квартала, школы и т. п. Участки трассы, как правило, должны быть равнинные или со слабопересеченным рельефом. Старт можно сделать общим или раздельным. Предпочтительнее общий старт, так как такие гонки проходят более эмоционально и участники показывают более высокие результаты.

Если не ставится задача выявить сильнейшего в каждой возрастной группе среди мужчин и женщин, то старт может быть совместный— ведь дистанции у мужчин от 18 лет и старше и женщин от 18 до 39 лет одинаковые. Это тем более оправданно, если в каждой возрастной группе участников не так много.

Видимо, необходимо сделать некоторые уступки самым юным и самым старшим участникам при сдаче норм ГТО: для них трассу надо подобрать без сложных подъемов и спусков, с хорошим покрытием.

В комплексе ГТО имеются нормы в преодолении определенной дистанции без учета времени. Выполнение этих норм предусматривает, что сдающий должен проехать определенную дистанцию с любой скоростью, на которую он способен, но при обязательном условии: он не должен останавливаться для отдыха.

И единственно жесткое условие должно быть предъявлено организаторами велосипедных соревнований по сдаче норм ГТО тем, кто обеспечивает безопасность участников. Если нет полной гарантии безопасности физкультурников, такие соревнования проводить не следует.

Большую помощь в организации соревнований по сдаче норм физкультурного комплекса ГТО могут и должны оказать тренеры, опытные велосипедисты, судьи. Особенно должны быть заинтересованы в организации массовых стартов тренеры по велоспорту. Ведь просмотрев сотни или тысячи мальчиков и девочек, всегда можно найти среди них способных, перспективных. А таких примеров, когда способные ребята потом пришли в большой спорт, много. В то же время каждому велосипедисту нужна хорошая общефизическая закалка, которую можно приобрести при подготовке и сдаче норм комплекса ГТО.

Подтверждение этому — высокая разносторонняя физическая готовность наших ведущих велосипедистов, членов сборных команд. Они могут не только проехать 250 и более километров за тренировку или промчаться со скоростью 70 км в час, но и хорошо пробежать кроссовую трассу на лыжах или проплыть любую дистанцию, метко стрелять. Это необходимо им не только для повышения спортивных результатов, но и для того, чтобы быть готовыми к высокопроизводительному труду и защите Родины.

В комплексе ГТО есть еще один норматив — туристский поход на велосипедах. Участвовать в велопоходе разрешается начиная с 5-го класса и до 39 лет включительно (табл. 2).

Если нормы ГТО по велоспорту рассчитаны лишь для бесснежных районов, то нормы по туризму с использованием велосипеда можно выполнить почти в любой климатической зоне нашей страны. При этом нелишне напомнить, что велопоход должен решать задачи, стоящие перед туристским походом. Имеется в виду, что маршрут велосипедного туристского похода должен проходить по местам, имеющим историческое значение, связанным с революционной, боевой и трудовой славой советского народа. В таком походе должны приобретаться навыки ориентирования на открытой местности и в лесу, по карте и компасу. Велотуристы должны уметь выбрать место и разбить бивуак, разжечь костер и приготовить пищу. Как видим, туристский велосипедный поход — это не поездка на 40—50 км по пересеченной местности, а достаточно сложная норма комплекса ГТО, для сдачи которой необходима предварительная подготовка. Только в таком случае сдача этого норматива принесет неоспоримую пользу сдающему, а не превратится а пустую формальность.

Какие же велосипеды можно использовать? Нормы ГТО по велоспорту рассчитаны на дорожные велосипеды. С них надо только снять щитки, заменить руль и седло. Велосипедный туристский поход можно совершать как на дорожных, так и на гоночных велосипедах.

Если прием норм ГТО по велоспорту или велопоход проводились не в коллективе физкультуры, а, допустим, в спортивной школе или центральной велосекции, то сдавшим норму выдаются соответствующие справки для учета в коллективе физкультуры, членами которого они являются.

Занимающиеся велосипедным спортом должны иметь основные гигиенические знания для занятий физической культурой, знать правила самоконтроля и основы самомассажа, правильно подбирать режим питания и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему, а также знать историю своего вида спорта и развития физической культуры. Эти же знания понадобятся велосипедисту при сдаче теоретических требований комплекса ГТО.