История изобретения велосипеда

Так когда же и кем был изобретен велосипед? «Давно отмечено, — писал сто лет назад петербургский журнал «Природа и люди», — что мы не знаем имен изобретателей, подаривших нам самые обыкновенные и ежедневно употребляемые предметы обихода. Любопытно, — добавляет журнал, — что знаменитый французский математик Влез Паскаль подал мысль об общественных каретах, а другой великий математик Исаак Ньютон оказывается был истинным изобретателем велосипеда».

Но вот столь популярное средство передвижения изображено на фреске, найденной при раскопках Помпеи, а также на каменном саркофаге, которому по меньшей мере двадцать веков, утверждают итальянские археологи. Значит, уже тогда, более двух тысяч лет, были известны все основные узлы и детали велосипеда: шатуны, колеса, руль, седло в виде стула со спинкой и даже звуковой сигнал на руле. А в резиновые шины велосипед обул лишь в 1888 г. шотландский ветеринар Дэнлоп, и наполнялись они не воздухом, а водой.

велосипед Да Винчи
Так называемый велосипед да Винчи - рисунок, который содержится в Атлантическом кодексе и вероятно ложно считается изобретением Леонардо да Винчи.

Во время реставрации рукописей Леонардо Да Винчи, до этого хранившихся в закрытых запасниках Ватикана, в 1974 году на обороте одного из листов, который был склеен с другим, был обнаружен набросок напоминающий современный велосипед. Итальянская общественность с подачи Аугусто Маринони (а в Италии как известно велосипед и велоспорт является национальным достоянием) совершенно не внимая доводам некоторых ученых утверждавших что это подделка, возвестила всему миру что велосипед был изобретен именно итальянцем и на много раньше чем было принято считать до этого.

В 1978 году Карло Педретти опубликовал копию рисунка, который он видел на просвет в 1961 году, еще до реставрации, и в нем просматривались только некоторые геометрические элементы.

Споры о 133-й странице не утихают до сих пор, одни уверены что это подделка, другие приписывают рисунок ученикам Леонардо да Винчи.


А теперь перейдем к достоверным фактам:
дрезинаВ 1817 году немецкий барон Карл фон Дрэйз (Karl von Drais) в поисках альтернативы лошадям изобрел двухколесное средство передвижения с рулевым управлением ездить на котором можно было поочередно отталкиваясь ногами от земли как бы длинными шагами. Дрейз запатентовал свое изобретение которое он назвал Laufmaschine ( что в переводе с немецкого означает "беговая машина") но пресса окрестила его Дрезиной. Сделанный из дерева он весил 22 кг, было выпущено несколько тысяч экземпляров главным образом в Западной Европе и в Северной Америке, однако популярность была быстро утрачена поскольку из-за большого числа дорожно-транспортных происшествий некоторые городские власти начали запрещать его использование.

Видео о том как сделать достоверную уменьшенную реконструкцию Laufmaschine Карла Дрейза

Позже концепция была подхвачена целым рядом британских каретных мастеров, наиболее известным стал Денис Джонсон из Лондона - он сделал изогнутую раму в отличие от прямой как у Дрейза что позволило увеличить размер колес не подымая выше седло и стал выглядеть более элегантно "Денди-хорс" как окрестила его публика стал необычайно популярным, но мода быстро сошла на нет когда несколько ездоков были оштрафованы на 2 фунта, за слишком быструю езду. Тем не менее конструкция Дрейза заложила основу для дальнейшего развития велосипеда, позже в 1863 году французский слесарь добавил педали к переднему колесу.

Велосипед Артамонова

Официальная пропаганда В СССР в 1948 году приписала изобретение велосипеда тагильскому крепостному Ефиму Артамонову. Якобы он еще в 1800 г. сконструировал железный аналог британского «пенни-фартинга» и даже совершил на нем пробег в две тысячи верст после чего получил вольную. 

В 80-х годах выяснилось что никаких архивных данных подтверждающих существование самого изобретателя просто нет, а после проведения подробного металлографического анализа того самого велосипеда выяснилось что он был изготовлен из мартеновской стали никак не ранее 1876 года.

Первые испытания в России

В 1881 году, гуляя в общественном саду, петербуржцы наблюдали странную картину: на высоченном колесе, сзади к которому прилепилось маленькое, сидел вполне приличный господин в котелке. Многие с удивлением узнавали в нем своего знакомого Юлия Ивановича Блока. Он крутил педали, укрепленные на переднем колесе, а главное — он ехал!
— Эй, черт на дьяволе! — кричали вездесущие мальчишки.

— Вот чудище, — ахали старушки и крестились, а наиболее просвещенные снисходительно улыбались.

—  Это же бицикл!
Впрочем, уже вскоре многие знали это слово.

И если бы вы вдруг 24 июля в 1883 году оказались в Москве, на ипподроме «общества охотников конского бега», то здесь, в толпе, занимавшей не только трибуны, но и всю прилегающую часть Ходынского поля, вы услышали бы много новых слов:
«самокат», «колесарь», «гоночник», «циклист». Высокий бицикл народ окрестил попросту «паук».

Но чем же объяснить, что на Ходынке собралось такое большое количество людей? Здесь происходили первые в истории русского велосипедного спорта состязания. Среди шести участников, стартовавших на «пауках», были не только москвичи, как Генрих Жемличка, но и инженер Пруссаков из Петербурга, Столь из Воронежа. Первым победителем стал Юлий Иванович Блок. Полторы версты он прошел на «пауке» за 3 минуты 38 секунд.

Не меньший успех имели и соревнования, устроенные на будущий год в Петербурге. Наплыв публики был так велик, что перила, отделявшие дорожку, сломались. Победителем этих гонок на 1,5 версты стал Игумнов. Вскоре в Москве (в 1884 г.) и в Петербурге создались велосипедные кружки. С утверждением их устава велосипедный спорт получил официальное признание.