Как выбирали велосипеды в СССР

Сейчас в нашей стране (прим. имеется ввиду 1989 год) производится более 5 миллионов велосипедов. Выпускаемые промышленностью велосипеды можно разделить на шесть основных типов: гоночные, спортивно-туристские, дорожные, малогабаритные (в том числе складные), подростковые и специальные (тандемы, грузовые). Мы расскажем только о трех из них.

Значительная доля производимых в стране велосипедов — дорожные. Эти машины имеют целый ряд преимуществ перед другими типами велосипедов. Главное — надежность, высокая проходимость, удобная посадка. Дорожные велосипеды устойчивее своих собратьев. Мокрая глина и песок, булыжная мостовая и ухабы проселка, корни деревьев на лесных тропинках — все нипочем этим вездеходам. Они имеют прочную раму, легче в управлении. Едущего на велосипеде по неровной дороге меньше трясет благодаря, во-первых, увеличенной базе велосипеда, то есть расстоянию между центрами колес (1160—1175 мм, что на 100—115 мм больше, чем у спортивно-туристских велосипедов), во-вторых, мощным подседельным пружинам, и в-третьих, большому диаметру колес.
В последнее время приобрели популярность у горожан складные велосипеды. В сложенном виде их можно провозить в городском транспорте и в пригородном поезде.
Складная рама у этих велосипедов открытая, однотрубная. Седло обычно широкое, с мягкой покрышкой и полужестким каркасом. Допустима регулировка руля и седла по высоте в больших пределах. Все это делает складные велосипеды универсальными, позволяет пользоваться ими людям различного возраста и роста, удобны они и для девушек.
Выпускаемые нашими заводами мужские дорожные велосипеды имеют одни и те же основные параметры: тормозная втулка заднего колеса — со свободным ходом, полувысокий руль, большие колеса и толстые шины (обозначение шин: 40 — 622, где 40 — сечение шин в накаченном состоянии в мм, 622 — внутренний диаметр в мм), масса велосипедов без принадлежностей и дополнительного оборудования 16,0 — 16,3 кг. Эти велосипеды имеют щиток цепи, оснащаются передним тормозом, задним багажником. В первую очередь следует назвать модель Харьковского завода им. Г. И. Петровского «Украина». Минский мотовелозавод выпускает модель «Минск». «Украина» и «Минск» отличаются от других машин увеличенной базой: расстояние между осями колес составляет 1175 мм (у остальных аналогичных машин — 1160 мм). В Перми выпускается модель «Урал», которая имеет стальные хромированные ободья.
Для женщин промышленность производит в Пензе велосипеды «Сура-2» и «Прима».
У «Примы»— узкие шины, как у спортивно-туристского велосипеда, уменьшенные, по сравнению со взрослыми велосипедами, колеса, размер шин (32—590) и база (1060 мм). Верхняя и нижняя трубы рамы, а также подседельная стойка — изогнутые, что придает велосипеду элегантный вид. Руль — высокий, щиток цепи закрывает всю ведущую шестерню.
Из складных велосипедов назовем три — «Пермь», «Каму» и «Салют», причем последний выпускается в складном и цельном вариантах. «Пермь» имеет базу 1090 мм, высоту рамы — 435 мм, тормозная втулка заднего колеса со свободным ходом, шины — 37—533, у ведущей шестерни 48 зубьев, у ведомой — 15, 17 или 19, масса без принадлежностей и дополнительного оборудования — 15,5 кг, руль высокий. Фиксация стержня руля, седлодержателя и замка складывания производится с помощью клеммовых быстродействующих зажимов. Велосипед имеет ручные тормоза клещевого типа с приводом на переднее колесо и багажник.
Самостоятельную «семью» представляют собой подростковые велосипеды, которые, например, выпускаются в Шяуляе. Для девочек до 15 лет производятся велосипеды «Ласточка» В-82 и В-84. Эти велосипеды имеют специальную полуоткрытую раму, позволяющую легко сесть на седло. По обеим сторонам верхней части заднего колеса натянута предохранительная сетка из цветной пряжи.
Для мальчиков до 15 лет изготавливаются велосипеды «Орленок» В-72 и В-74. Верхняя часть их рамы состоит из двойных труб, что делает ее прочной и не особенно тяжелой. База подростковых велосипедов примерно 1000 мм, вес 13,5 кг.
Велосипеды В-84 и В-74 более легкие на ходу, так как задняя втулка бестормозная и на обоих колесах установлены стремянные тормоза с жесткими тягами. Седла мягкие (на войлочной основе или с пружинным каркасом). Над колесами и над цепью установлены щитки, предохраняющие велосипедиста от грязи.
Итак, каждая группа велосипедов имеет свои преимущества и свои особенности. Прежде чем остановить выбор на какой-то модели, надо сначала решить, зачем ты покупаешь велосипед, по каким дорогам собираешься ездить. Немало значит и твой темперамент, возраст, пол. Если ты предпочитаешь надежность велосипеда и комфорт, к тому же любитель неспешной езды, тебе лучше приобрести дорожный велосипед. Складные велосипеды больше подойдут тем, кто часто отправляется с велосипедом за город в общественном транспорте, любит небольшие прогулки в парках и в лесу. Тем, кому еще нет 15 лет, лучше выбрать подростковый велосипед.
Но вот решено, какую модель приобрести, и ты пришел в магазин за покупкой. Дадим тебе несколько советов.
Прежде всего следует тщательно подобрать раму по своему росту. Чем выше рост человека, тем больших размеров по высоте и длине должна быть рама. Вот некоторые параметры (в сантиметрах) соответствия высоты и длины рамы росту велосипедиста:

Рост велосипедиста Высота рамы Длина рамы
160—170               
171—180               
181—190               
54
56
58
55
56
57

Зная свой рост и посмотрев техническую инструкцию, которая всегда прилагается к велосипеду, ты можешь правильно подобрать раму. Если инструкции нет, то применяют самый простой метод. Седло велосипеда опускают в самое нижнее положение и садятся на него. При этом носки ног должны свободно упираться в пол или землю.
Затем осмотри велосипед, поскольку при транспортировке возможно появление механических повреждений, самовывинчивание гаек и винтов. Проверь комплектность принадлежностей велосипеда. Колеса должны быть в одной плоскости. Посмотри также, чтобы они надежно были закреплены гайками. Седло при затянутых гайках оси замка должно сохранять абсолютную неподвижность.
Велосипед из магазина веди руками или перевези на транспорте. Ехать на нем не рекомендуем, поскольку сначала необходимо его очистить от заводской смазки и отрегулировать основные узлы. Но об этом в следующем разделе нашего сайта.