Велотриал история вело триала велосипеды для велотриала

Велотриал

Ханс РейИстория велотриала насчитывает всего около тридцати лет, что не помешало этому зрелищному виду спорта обрести миллионы поклонников по всему миру. На рубеже 70-х, 80-х годов прошлого века многие спортсмены, занимающиеся мототриалом, задумались над тем, что для тренировок и оттачивания техники мотоцикл подходит не всегда, а для детских секций так и вообще противопоказан. Решили использовать для этих целей велосипед. Мало кто думал тогда, что велотриал наберёт такую популярность, что многие профессиональные спортсмены из мира мототриала пересядут на велосипеды, которые с течением времени из немудреных аппаратов превратятся в место средоточия самых высоких технологий.

Кто есть кто
Условно триал можно разделить на трюковой и спортивный. Сущность спортивного велотриала — преодоление искусственной или природной трассы за максимально короткое время с минимально возможным количеством штрафных баллов. Всю трассу на одном дыхании пройти просто невозможно, поэтому её делят на секции (обычно 6 — 10). На прохождение каждой секции спортсмену выделяется лимит времени, за превышение которого в Европе, например, спортсмена снимают с участка, у нас же лишь начисляют дополнительные штрафные баллы. Основное правило на трассе — не касаться её элементов ничем, кроме колёс велосипеда. За каждое касание ногой начисляется один штрафной балл, если участник соревнований набрал пять баллов — его снимают с секции. Касание трассы руками или падение наказываются сразу пятью штрафными баллами, что автоматически означает проваленный этап. На прохождение каждой секции в России регламентом предусмотрено три минуты, в Европе — лишь две с половиной.

В целях увеличения зрелищности организаторы стараются делать трассу как можно более сложной, поэтому бывает, что пройти секцию без штрафных баллов просто невозможно. Если мы говорим о природном ландшафте, то трассу прокладывают в труднопреодолимых местах, например, на склонах крутого заросшего оврага. А для пущего азарта размечают её красными лентами, да так, что в самом широком месте не наберётся и полуметра. В Европе устроители любят загнать участников на горную речку или на водопад, и тогда цена ошибки возрастает многократно, ведь если вы промахнулись на несколько сантиметров на сухом препятствии — это одно, а на мокром камне — совсем другое, скольжение может начаться в самый непредсказуемый момент, и тогда здравствуйте, холодные воды, надежда на победу — прощай.

велотриалСоздатели же искусственных трасс поистине не ограничены в своём творчестве ничем кроме своей фантазии. В ход идет практически всё: от покрышек БЕЛАЗа и катушек от телефонного кабеля до пустых железных бочек и различных железобетонных конструкций. На таких трассах на первый план выходит виртуозное владение велосипедом, чувство равновесия и, конечно, безукоризненная техника. Здесь спортсмен может применить и некоторые приёмы из трюкового триала.

Обычно, на всех крупных соревнованиях строят трассы разной сложности: новичок, мастер, эксперт. Делается это для того, чтобы привлечь в профессиональный спорт новых людей, чтобы любой желающий попробовал свои силы (кто знает, вдруг с первого раза получится), наконец, для того, чтобы повысить личную заинтересованность зрителей в происходящем.

Трюковой триал — уже совсем другая история. Здесь ценится не столько скорость и отсутствие ошибок, сколько эстетическая сторона дела. Спортсменам начисляются баллы в зависимости от сложности исполненного элемента и чистоты его исполнения. Многие, кто видят соревнования в первый раз, говорят: "этого не может быть, это противоречит законам физики!" Езда на одном колесе, различные прыжки и умопомрачительные пируэты на трамплине — всё делается с такой лёгкостью, что невольно думаешь, что ребята парят, летают, словом, не от мира сего. На самом деле, за кажущейся лёгкостью стоят долгие месяцы упорных тренировок, бесконечная череда падений и мелких травм. Для того, чтобы освоить минимальный набор трюкового триала, нужно как минимум полгода ежедневных тренировок.

Инвентарь
Но тренировки тренировками, а без соответствующего велосипеда ничего не добиться. Я не буду сейчас вдаваться в конструктивные тонкости профессиональных моделей, цены на которые легко перешагивают полуторатысячный рубеж вечнозелёных бумажек, скажу лишь, что для людей, решивших попробовать на себе, что такое велотриал, такая покупка — неоправданное излишество. С чего вы взяли, что у вас всё обязательно получится? Может, вам уже через месяц разонравится, и будет ваш навороченный велик пылиться на балконе, в гараже, на даче, да и бог его знает, где ещё. Ведь для дорожных прогулок он не предназначен, на профессиональных моделях и сидений-то нет.

Для тех, кто хочет попробовать или удивить друзей-знакомых, вполне подойдёт и обычный велик для маунтинбайка (горный велосипед), только чтобы он отвечал нескольким требованиям, главное из которых — тормоза. Они должны быть мощными, читай — дисковыми, гидравлическими, без них многие триальные элементы перекочуют если не в когорту невыполнимых, то в группу изрядно портящих жизнь, точно. Затем резина, широкая и высокая. Многие трюки намного легче выполнять на приспущенных шинах, и если ваша покрышка имеет излишне низкий профиль — будете регулярно биться ободом о что ни попадя, и как результат — наставите на колёса восьмёрок и прочей пакости. Рама — прочная и низкая. Это уже банальная забота о вашем здоровье, поверьте, падений не избежать, а каждый раз встречаться с жесткой рамой местом, где туловище уже заканчивается, а ноги только начинаются — весьма неприятно.

И последнее — вес, чем он меньше, тем лучше. Форма руля, сиденья, количество передач и амортизаторов... Главное, чтобы вам было удобно. На сегодняшнем рынке вполне адекватный экземпляр можно подобрать за 300 — 500 условных денег.

Только не начинайте ваши спортивные изыскания без соответствующей экипировки. Минимальный набор из шлема, налокотников, наколенников и перчаток если и не спасёт вам жизнь, то от многих лишних травм убережет. Ведь порой даже смотреть страшно, как компания тинэйджеров лет пятнадцати с упорством обреченных штурмует какой-нибудь бетонный блок высотой в метр. Хорошо, если дело заканчивается только парой разбитых коленок.

После того, как вы оседлали два колеса, вы уже — полноправный участник дорожного движения, так что лучше об этом помнить, передвигаясь из пункта А в пункт Б. Ну, а если вы уже всё для себя решили, то: ни гвоздя, ни колеи! И да не откажет вам вестибулярный аппарат!