Гоночные велосипеды

Как свидетельствует статистика, в 1980 г. мировой парк велосипедов составил свыше 315 млн. единиц. На сегодняшний день в мире выдано свыше 15 тыс. патентов на велоконструкции. Такое обилие велопродукции несомненно удовлетворяет запросы населения на велосипеды как средство передвижения, транспортировки, отдыха, туризма и спорта. Поэтому классификация велосипедов достаточно сложна.
К наиболее распространенному классу относится дорожный велосипед в мужском и женском исполнениях общего назначения для езды на работу, в магазин, для прогулок и местного туризма. В этот класс входит большая группа велосипедов транспортного назначения с багажниками различной конструкции, прицепными дележками и в трехколесном исполнении. Велика номенклатура детских и подростковых велосипедов самых разнообразных конструктивных решений. Большой популярностью в настоящее время пользуются складные велосипеды уменьшенных габаритных размеров.
Спортивные туристские велосипеды являются следующей ступенью развития дорожного велосипеда. Они обладают улучшенными ходовыми качествами, надежностью и удобством эксплуатации. Эта категория велосипедов выпускается только в мужском исполнении.
Гоночные велосипеды — наиболее многочисленный класс. Они подразделяются на три самостоятельные категории: шоссейные, трековые и кроссовые.
шоссейный велосипед

Шоссейные велосипеды имеют свободный ход, оснащены системами тормозов, переключения скоростей и рядом атрибутов, характерных для гоночного велосипеда. Рама имеет несколько увеличенную базу (расстояние между осями колес). Колеса крепятся к раме с помощью эксцентриковой системы, цепной привод имеет до 20-ти и более передач, десять из которых переключаются с помощью заднего переключателя скоростей и две с помощью переднего переключателя. Шатуны оснащены контактными педалями которые с начала 90-х годов пришли на смену туклипсам. Тормозная система в виде колодочных тормозов действует на оба колеса, она приводится от тормозных рычагов, смонтированных  на  руле.
Характерными по назначению и конструктивному исполнению атрибутами шоссейного велосипеда для групповых гонок являются седло, бачок для питья, насос и однотрубки.
Шоссейные велосипеды для темповых гонок в современном исполнении несколько отличаются от велосипедов, предназначенных для групповых гонок. Это наблюдается в ряде случаев в последние годы. Так, гонщики стали использовать с 1982 г. велосипеды особой компоновки, для которой характерны новая система крепления руля (непосредственно к коронке передней вилки), специальный изгиб этого руля, использование колес с минимально допустимым числом спиц и отсутствие вспомогательных атрибутов (бачков, насоса и т. д.). Одним словом, эта категория предусматривает возможность использования обычного шоссейного велосипеда с некоторыми переделками в плане его облегчения для темповых и командных шоссейных гонок с раздельного старта.

Трековые велосипеды не имеют свободного хода и тормозной системы, выполнены с укороченной базой, оснащены облегченными колесами, однотрубками и системой цепной передачи. Эта категория велосипедов подразделяется на велосипеды для спринтерских, темповых и лидерских гонок. Первые две группы внешне трудно различимы, за исключением параметров установки седла и руля, однако существенно отличаются по параметрам базового расстояния, отдельным размерам и динамическому качеству рамы. Третья группа трековых велосипедов для лидерских гонок имеет принципиально отличающуюся компоновку рамы: вилка изогнута назад, уменьшен диаметр переднего колеса, специальная конструкция однотрубок, специфическая установка седла и руля. Все это позволяет приблизить гонщика к лидеру и улучшить аэродинамическое качество системы «лидер—гонщик».

Кроссовые велосипеды — обычные шоссейные гоночные велосипеды, переоборудованные для кросса. Специфика такого переоборудования зачастую состоит в изменении положения седла и руля, в изменении передаточных отношений (рекомендуется диапазон соотношений цепной передачи от 24x42 до 14x48), в использовании колес повышенной прочности и однотрубок увеличенной массы (0,5 кг и  выше).