Рекордные велосипеды

Рекордные велосипеды — класс велосипедов, которые последние полтора десятилетия все более напоминают о потенциальной возможности технического прогресса даже в такой, казалось бы, устоявшейся и консервативной области техники, как велостроение. Если сравнительно недавно уменьшение массы однотрубки на несколько десятков граммов, уменьшение числа спиц в колесе и общее снижение массы велосипеда на 1—3 кг являлось важным и значительным, то в 1980-е гг. технические решения по дальнейшему совершенствованию уровня подготовки рекордного велосипеда достигли новых, невиданных ранее высот.

Основное направление работ в этой области — снижение КПД механической системы гонщик — велосипед. Следует отметить работы по совершенствованию аэродинамики как системы в целом, так и отдельных узлов велосипеда (труб, рамы, спицевого набора колес, облегающих аэродинамических комбинезонов и т. д.), а также работы по общему снижению масс и моментов инерции вращающихся частей и узлов за счет использования новых сверхлегких и сверхпрочных конструкционных материалов (титановых сплавов, углепластиков, СВМ-волокна и т. д.).

В сезоне 1984 г. сенсацией оказались новые модели гоночных машин: заднее колесо у них было немного больше переднего. Да и сами колеса необычные — без спиц, сплошные углеродные диски. На машине с такими колесами итальянский гонщик-профессионал Франческо Мозер установил в январе 1984 г. мировой рекорд в часовой гонке — 51 км 151 м 35 см на треке Мехико. Кстати, когда он кончил этот рекордный заезд, журналисты спросили его: «Почему вы в момент триумфа не подняли рук над головой?» Спортсмен ответил: «Моя машина так чувствительна, что отпустить руль даже на сотую долю секунды грозит большими неприятностями. Поэтому эмоции я предпочел выражать, уже твердо ступив на землю».

велосипед Франческо Мозера
Рекордный гоночный велосипед, на котором итальянец Франческо Мозер в январе 1984 г. установил мировой рекорд на бетонном треке в г. Мехико в часовой гонке, достигнув результата 51,15135 км. Попутно им были установлены мировые рекорды на 5 км (5 мин 47,10 с) и на 20 км (23 мин 21,59 с)

В январе 1984 г. итальянский велогонщик — профессионал Франческо Мозер, на счету которого немало побед, в частности в велогонке «Тур де Франс», на открытом бетонном велотреке Олимпийского спортивного центра в Мехико на велосипеде с тонкими твердыми дисковыми колесами без надувных однотрубок четырежды превзошел самого себя.

Первый раз он установил мировой рекорд, преодолев 5 км за 5 мин 48 с, второй раз установил мировое достижение в часовой гонке — 50 км 809 м 37 см, где на отметке 20 км он показал результат — 23 мин 30,34 с. Не прошло и недели, как Мозер вновь побил мировые рекорды, установленные им же на треке в Мехико. На этот раз 5 км он преодолел за 5 мин 47,16 с, а в часовой гонке показал результат 51 км 151 м 35 см. В этот  раз на отметке 20 км он имел результат  23 мин. 21,59 с, превзойдя себя же на 9 с. Таким образом, в среднем он проходил 333-метровый круг за 23 с.

Спортсмен намерен побить еще одно высшее достижение, на сей раз выступая на ...трехколесном велосипеде «Тричикло». Его два колеса с педалями расположены впереди. За счет трех колес и обтекаемой «скорлупы», в которой гонщик устраивается лежа, можно развивать скорости гораздо большие, чем на традиционном гоночном велосипеде. На соляных озерах в США Мозер намерен установить рекорд на трехколесном велосипеде.

Инженер из США Аллан Фойгт изобрел трехколесный тандем, которым управляли два человека — «Вектор Тандем». На нем была развита скорость 100,67 км/ч. Позже он сделал - «Тричикло» для одного человека — «Вектор Сингл». На нем была показана скорость 98,72 км/ч.

Вот на это достижение и намерен посягнуть Мозер. Поговаривают, что итальянский
профессор Даль Монте работает над тем, чтобы велосипед, на котором поедет Франческо, был обтекаемее и легче, чем изобретение Фойгта («Вектор Сингл» весит 36 кг) («Московские новости» от 28 ноября 1984 г.).

Рекордный велосипед, подготовленный для установления мирового рекорда в часовой гонке для Франческо Мозера в январе 1984 г., являет собой пример практической реализации на высоком уровне современной технологии конструкционных материалов и знания конструктивных особенностей гоночного велосипеда в целом и его узлов.

Использование этого велосипеда помогло Франческо Мозеру не только установить мировые рекорды среди профессионалов одновременно на дистанциях 5,20 км и в часовой гонке, но и обеспечило победы в многодневных гонках, в регламент которых входили этапы с раздельным стартом. Мы далеки от мысли подвергнуть сомнению спортивные достижения Франческо Мозера или поставить их в зависимость от уровня используемых им технических средств. Франческо Мозер в свое время являлся одним из ведущих профессиональных гонщиков и его мировые рекорды находятся вне всяких подозрений. Однако необходимо отметить важный факт наличия в его арсенале самых современных научно-технических решений, сопутствующих процессу подготовки и непосредственному установлению рекордов. Это относится к использованию увеличенного заднего и уменьшенного переднего (по сравнению с принятым международным стандартом) колес велосипеда, к необычной компоновке рамы и руля, использованию дискового набора колес вместо спицевого и замене пневматической однотрубки жестким металлическим профилем.

Конструкция рекордного гоночного велосипеда не противоречит регламенту УСИ.

Как уже отмечалось, с 1938 г. УСИ не регистрирует рекорды скорости, установленные на велосипедных конструкциях, отличающихся от регламентированных норм. Поэтому отметим только тот факт, что такие велосипедные конструкции существуют, совершенствуются, их рекорды регистрируются по линии международной ассоциации развития средств передвижения, использующих мускульную силу человека. Подробное рассмотрение этих конструкций не входит в задачу настоящего раздела.

На скаковом кругу стадиона Сан Сиро в Милане состязались в скорости рекордсмен мира в часовой гонке Франческо Мозер и рысак по кличке Лансон — тоже мировой рекордсмен (в заезде на 2 км). Человек оказался быстрее. Мозер пересек финишную черту первым, оставив лошадь позади метров на 6. Результат Мозера на отрезке в 1 км — 1 мин 13,2 с, средняя скорость — 49,140 км/ч.