Устройство, монтаж и регулировка дорожного велосипеда
Рассмотрим монтаж и регулировку узлов дорожного велосипеда. Общий вид его показан на рис. 1.

1 — затяжной болт; 2 — руль; 3 — верхняя труба; 4 — рулевая колонка; 5 — трос переднего тормоза; 6 — колодка переднего тормоза; 7 — передний щиток; 8 — вентиль: 9 — перья передней вилки; 10 — передняя втулка; 11 — затяжная гайка; 12—обод; 13 — каретка; 14 — цепь; 15 — шатун; 16 — педаль; 17 — ручка переднего тормоза; 18 — седло; 19 — подседельная труба; 20 — замок седла; 21 — пружины седла; 22 — багажник; 23 — задний щиток; 24 — задняя вилка; 25 — задняя втулка; 26 — рычаг заднего тормоза; 27 — насос.
Руль. Разборку велосипеда начинают с руля. Для этого надо отвернуть затяжной болт и ударить по нему молотком, подложив выколотку или деревянную прокладку (рис. 2). Распорный конус выйдет из трубки стержня, и руль легко повернется. Затем, плотно зажав коленями переднее колесо, потянуть за ручки и вынуть руль из стержня вилки. Если он не вынимается, следует еще больше отвернуть затяжной болт. В выносе руля могут износиться прокладки или сам затяжной болт. Их нужно исправить или заменить новыми, тогда руль не будет крутиться (рис. 3).
![]() Рис. 2. Снятие руля |
![]() Рис. 3. Устройство руля |
![]() Рис. 4. Схема регулировки рулевой колонки |
Регулировка рулевой колонки. На стержень передней вилки нужно надеть подшипник и вставить ее в головную трубу рамы. Затем надеть второй подшипник, навернуть верхний конус (рис. 4), поставить кронштейн тормоза 2 (или кронштейн переднего багажника) и навернуть контргайку 1. Качение вилки в подшипниках совершенно недопустимо, особенно при езде по плохой дороге. Для устранения качения контргайку 1 следует отвинтить на два-три оборота, подтянуть конус 3 с незначительным ослаблением в подшипниках, учитывая, что при окончательной затяжке контргайки конус прижмется к подшипнику. Чтобы определить правильность регулировки рулевой колонки, следует приподнять переднюю часть велосипеда и наклонить набок, при этом вилка с колесом должна слегка повернуться.
![]() Рис. 5. Углубление насечек замка седла |
Седло. Для того чтобы снять седло, нужно отвернуть затяжной болт, а затем, зажав коленями заднее колесо, повернуть седло и вынуть его из подседельной трубы. Дальше седло не следует разбирать, если оно прочно укреплено в замке. Если же оно качается вперед и назад (плохо затянуты гайки), то следует затянуть гайки замка. Бывает, что стирается насечка на шайбах замка. В этом случае напильником пропиливают поглубже старые насечки, собирают замок и прочно затягивают гайки (рис. 5).
Установка и закрепление переднего щитка. Раму необходимо перевернуть и поставить на ровную поверхность, предварительно закрепив руль и седло. Щиток установить между перьями передней вилки так, чтобы отверстие угольника щитка совпало с отверстием в колонке вилки. Вставить болт переднего тормоза вместе с тормозом, поставить на него шайбу, навернуть гайку и затянуть. Подпорки щитка закрепить винтами на наконечниках вилки.
Установка и закрепление заднего щитка. Щиток надо установить в цепную вилку рамы так, чтобы конец его с продолговатым отверстием находился напротив нижнего мостика цепной вилки, а угольник — напротив верхнего мостика. В отверстия верхнего мостика и угольника вставить болт заднего тормоза и вместе с тормозом поставить шайбу, навернуть гайку и затянуть. С помощью винтов, шайб и гаек щиток закрепить на нижнем мостике, подпорки — на наконечниках рамы.