Большие призы городов Европы, кубки и матчи стран

Международные соревнования гонщиков-спринтеров на Большие призы городов Европы ведут свою историю с 1894 г., когда в Париже на треке «Парк де Пренс» был проведен розыгрыш Большого приза столицы Франции для профессионалов, а в 1898 г. и для любителей. Большой приз Парижа по престижности идет следом за чемпионатом мира. Эти соревнования обычно собирают сильнейших спринтеров Европы. Наибольшее число раз (7) приз выигрывал олимпийский чемпион 1924 г. Люсьен Мишар (Фр) — в 1922—1936 гг. Шесть раз обладателем приза был француз Д. Морелон, по 5 раз П. Трантен (Фр) и А. Маспес (Ит), 4 раза Л. Хесслих (ГДР). В 1981 г. этот приз впервые достался советскому гонщику Сергею Копылову, который повторил этот успех в 1984 г.

С 1908 г. начал разыгрываться Большой приз Копенгагена. В дальнейшем подобные соревнования стали проводиться на треках Милана, Амстердама, Лондона и ряда других городов Западной Европы. В 60-е гг. они приобрели большую популярность и в социалистических странах.

В 1961 г. впервые был проведен Большой приз ГДР. Яркую страницу в его историю вписал Лутц Хесслих — он 9 раз выходил победителем этих соревнований в спринтерской гонке. Не раз первенствовали в них и советские гонщики — трижды Омар Пхакадзе, дважды Сергей Кравцов. Затем прописку в международном велокалендаре получили Большие призы Польши и Чехословакии.

В СССР наибольшую значимость и престижность приобрел Большой приз Тулы, который ежегодно разыгрывался с 1967 г. по 1976 г. Подтверждением этого является такой любопытный факт, приведенный в журнале «Спорт» № 9 за  1970 г. Из Москвы в Тулу автобус доставлял команды Франции и Италии. И семикратный чемпион мира Д. Морелон говорил: «Тула — маленькая велосипедная Франция. Держу пари,  что на Тульском треке ты (он обращался к соседу-итальянцу Карди) увидишь не менее десяти тысяч зрителей». Карди готовился вступить в спор, но его тренер олимпийский чемпион Д. Петенелла, побывавший ранее в Туле, сказал своему ученику: «Напрасно споришь, проиграешь». Да, учреждение УСИ этого приза явилось признанием больших заслуг тульского трека в развитии как отечественного, так и мирового велоспорта. Соревнования на Большой приз Тулы называли еще малым чемпионатом мира, потому что участвовали в нем почти все сильнейшие в ту пору велосипедисты мира.

Вслед за Тулой стали организовывать Большие призы Таллина, Ленинграда, Тбилиси.

С предолимпийского 1975 г. по предложению Федерации велосипедного спорта ЧССР соревнования на Большие призы социалистических стран стали проводиться комплексно, т. е. победитель в спринте определялся по сумме четырех майских турниров в СССР, ПНР, ЧССР и ГДР. Пятикратным победителем этого своеобразного спринтерского марафона был Л. Хесслих.

Ниже приводятся результаты тех соревнований на Большие призы, в которых участвовали советские гонщики, и берутся олимпйские виды гонок.

Большое значение в совершенствовании мастерства советских велосипедистов имели их встречи с сильнейшими гонщиками мира в ранге товарищеских матчей национальных команд стран. Соперничество сборной СССР с командами Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии, ФРГ было особенно престижным, вызывало неизменный интерес зрителей и всегда проходило при полном аншлаге.

В этом разделе справочника приведены результаты отдельных встреч национальных сборных.