Не силой единой…

Кто из вас не умеет кататься на велосипеде? Наверно, таких ребят мало. Даже пятилетние малыши легко осваивают двухколесные машины. Но одно дело просто кататься, другое — заниматься велосипедным спортом. Здесь приблизительно такая же разница, как между арифметикой и алгеброй.

Ведь для победы в соревнованиях мало быстро крутить педали. Нужно много тренироваться, стать сильным, выносливым, ловким, нужно научиться решать различные тактические задачи и решать их быстро — в считанные секунды.

Вот как проходит одна из велогонок на треке. (Вы, наверно, знаете, что это за сооружение. Велотрек — специальная замкнутая дорожка — бетонная или деревянная, с крутыми овальными виражами. Длина овала обычно больше 300 метров). Итак, идет спринтерская гонка. Спринт в любом виде спорта — это прежде всего скорость.

Но что это? Едва двум велосипедистам дали старт и они не торопясь проехали несколько метров по бетонному полотну трека, как первый из них, в синей майке... остановился. Нет, он не слез с седла, не снял ноги с педалей (да, кстати, сделать это на гоночном велосипеде не так-то просто: ступня пристегивается к педали специальным приспособлением-туклипсом, и чтобы освободить ногу, нужно расстегнуть ремень). Спортсмен поставил переднее колесо под углом, словно собираясь поворачивать, и начал на месте балансировать телом и отставленными в сторону коленями. Второй спортсмен, в красной майке, подъехал поближе и... тоже остановился! Где же здесь спринт, где вихревая скорость, которую так легко развить на велосипеде?

Подождите. Все будет — и высокая скорость и финишный рывок. Пока же соперники ведут тактическую борьбу. Последим за ними.

Стоять на месте труднее, чем ехать. Гонщик в синей майке чуть не потерял равновесия и, решив не рисковать, тронулся с места. Но опять он едет не торопясь. Вперед не смотрит — обернулся и следит за соперником, который не спеша катится следом метрах в четырех. Так проехали круг, закончили второй.

Судьи ударили в гонг. Это сигнал о том, что до финиша остался последний круг. И вот здесь-то начинается настоящий спринт. Первый гонщик наращивает скорость, он едет то низом виража, то круто взмывает вверх и все время оглядывается на соперника. А тот, словно привязанный невидимой нитью, точно повторяет все маневры лидера.

Но вот они уже на середине последнего виража. Спортсмен в синей майке неожиданно сверху, почти от бортика, бросает велосипед вниз. Он — словно летчик пикирует на самолете! На какое-то мгновенье спортсмен отрывается от своего конкурента. Но и гонщик в красной майке начеку. Он отчаянно крутит педали, и вот уже переднее колесо его велосипеда чуть ли не касается машины соперника. Кажется, что победит спортсмен в синей форме. Но за двадцать метров до финиша, словно камень, выпущенный из пращи, вперед устремляется красный. Переднее колесо его велосипеда на какое-то мгновение раньше переезжает финишную черту. Велосипедисты называют победу с таким маневром победой «с колеса» или «со второй позиции».

Теперь подумаем, почему же гонщики не развили высокой скорости сразу после старта, почему никто не хотел ехать первым? Все очень просто. Ехать вторым, прячась за спину своего соперника, значительно легче. Никто не хочет служить лидером и разрезать стену воздуха для своего конкурента. И финиш для синего гонщика сложился неудачно. Не смог он сразу же оторваться от соперника на значительное расстояние, тот успел, как говорят велосипедисты, «сесть ему на колесо», а на последних метрах за спиной соперника развил большую скорость и выиграл.

Я рассказал вам только об одном тактическом варианте спринтерской гонки, а их бесчисленное множество. Можно добиться победы и с первой позиции, можно использовать крутизну виража, как горку, для того, чтобы скорее набрать скорость. Наконец, можно измотать соперника ложными рывками. Словом, вариантов множество.

...Омар Пхакадзе был обычным мальчишкой. Жил в Тбилиси учился в школе, любил кататься на велосипеде. Потом начал участвовать в соревнованиях на шоссе. Но его призванием оказались спринтерские гонки на треке. Он сразу же удивил тренеров высокой скоростью, которую мог мгновенно развивать на велосипеде. В 19 лет Омар стал чемпионом I Спартакиады народов СССР, несколько лет подряд выигрывал и первенство страны. Когда он, рослый и крепкий (Омар весил 90 килограммов), со всей мощью нажимал на педали, казалось, легкий велосипед не выдержит такой нагрузки, в клочья разлетятся шелковые трубки, в которые «обуты» колеса гоночной машины. Но хрупкий на вид велосипед выдерживал стремительные рывки Пхакадзе, и чемпион не знал конкурентов на треках Москвы, Тулы, Ленинграда, Симферополя. Однако на международных соревнованиях успехи его были более чем скромные.

Страницы: 1 2 3 4