Не силой единой…

В сентябре 1964 года первенство мира проходило во Франции. На парижском велотреке Парк де Пренс собрались сильнейшие велосипедисты мира. Среди них особенно выделялись два французских гонщика — Трантен и Морелон. Одного за другим обыгрывали они соперников и беспрепятственно продвигались к финалу. А Омар Пхакадзе? Он потерпел поражение чуть ли не в самом начале соревнований. В предварительных заездах пускали со старта трех гонщиков. Омар следил за более сильным. И тот, в свою очередь, все внимание сосредоточил на Пхакадзе. Оба так увлеклись борьбой, что забыли о третьем — более слабом. Он воспользовался этим и выиграл заезд.

Это был для Омара жестокий урок. Он еще раз задумался о том, что ни его огромная сила, ни скорость, которую он мог выжимать из машины, не спасут от поражения, если не изучить в совершенстве тактической алгебры. В течение года тщательно разбирал Пхакадзе со своим тренером Ростиславом Варгашкиным, известным в прошлом спринтером, ошибки, допущенные в заездах, разучивал различные варианты ведения гонки. И вот в 1965 году на чемпионате страны в Туле вышел в финал. Все предсказывали ему победу, да и он сам в ней почти не сомневался. Но... Золотая медаль досталась молодому московскому гонщику Виктору Логунову. Он оказался хитрее Пхакадзе и обыграл его в двух заездах.

И этот урок оказался не лишним. Зато через месяц Омар Пхакадзе на треке испанского города Сан Себастьян обыграл всех соперников и завоевал звание чемпиона мира в спринтерской гонке!
На чемпионате в Испании советские велосипедисты одержали еще одну победу — в командной гонке преследования на 4 километра.

Это соревнование иное. Две команды, по четыре человека в каждой, выстраиваются на противоположных дорожках трека. По команде стартера они начинают гонку. Скорость предельная с самого начала. Велосипедисты в каждой из команд идут друг за другом почти вплотную.

И все время одна команда будто преследует другую — на противоположной дорожке. Побеждает та, которая быстрее пройдет 4 километра.

Велогонки проходят не только на специальных треках. Разыгрываются чемпионаты страны и мира на шоссе. По дорогам проводятся и длительные многодневные гонки. Об одной из таких гонок я хочу рассказать.

Каждый год в начале мая в одном из трех городов — Варшаве, Праге или Берлине собираются сильнейшие гонщики-шоссейники из разных стран. Они разыгрывают традиционную велогонку Мира, маршрут которой проходит через эти три столицы. Каждый день стартуют команды, каждый день они в тяжелой борьбе проезжают около 200 километров. Нужно быть отличным спортсменом, чтобы выдержать такое испытание. Ведь маршрут гонки пролегает и по гористым местам, где затяжные, в несколько километров, подъемы чередуются с крутыми опасными спусками. Здесь порой спортсмены развивают скорость более 80 километров в час, и управлять велосипедом в плотной группе мчащихся гонщиков может лишь умелый, очень смелый человек.

Но эта гонка требует от спортсменов еще одного качества — он обязан быть хорошим товарищем. И это не просто слова. В велогонке Мира разыгрывается не только личное, но и командное первенство. А в нем можно победить лишь в том случае, если все члены команды будут придерживаться известного принципа: «один за всех, все за одного».

Шесть человек в команде, и на каждом этапе время четырех лучших идет в командную копилку. Кажется, что тут мудреного — каждый должен стремиться как можно быстрее добраться до финиша, а кому больше повезет, тот и окажется в четверке, принесет очки команде.

Страницы: 1 2 3 4