Не силой единой…

Но нет, вести гонку самому, в отрыве от коллектива, нельзя. Вот спортсмены низко пригнулись к рулям. Каждый прячется за спину товарища. Лишь первый принимает на себя удар упругого на большой скорости воздуха. Конечно, долго лидер не выдержит, просто не хватит сил. Но ему и не нужно этого делать. Через некоторое время он уходит в сторону и выпускает вперед идущего за ним товарища, а сам пристраивается в конец цепочки. Здесь можно передохнуть за спинами товарищей, пока снова не подойдет очередь лидировать.

И в этой, на первый взгляд простой, тактике свои сложности. Нужно, чтобы в команде были равные по силам спортсмены, чтобы смена лидера была отработана до автоматизма. Не успел пристроиться к последнему гонщику — отстал.

А бывает и иначе. Вот рассказ об одном любопытном эпизоде.

В 1965 году старт велогонки давался из Берлина 9 мая. Жители ГДР празднуют в этот день освобождение страны Советской Армией от фашистского ига. С утра берлинцы смотрели военный парад, а днем заполнили стадион, где давался старт велогонки Мира.

Прошли торжественным маршем перед переполненными трибунами шеренги велосипедистов в разноцветных майках. Взлетели в небо сотни голубей — живые эмблемы традиционного соревнования. Дан старт. Лавина гонщиков прокатилась по беговой дорожке и исчезла в проеме ворот.

Первый этап — вокруг Берлина. Финиш здесь же на стадионе. И хотя перекрыто все движение на улицах, гонка в городе требует особого умения. Велосипедисты едут в живом коридоре, образованном зрителями. На трассе много поворотов, много узеньких улочек, где постоянно приходится быть начеку. Этот труднейший этап выиграл наш гонщик Алексей Петров. Он первым появился на гаревой дорожке стадиона — потный, запыленный, но улыбающийся. Важен почин! Потом все пошло как по маслу. Гонка прибыла в столицу Чехословакии Прагу, а Алексей Петров и наша команда прочно удерживали лидерство. Но вот здесь-то начались осложнения...

Заболел и выбыл из соревнования Петров. В команде осталось пять гонщиков. Правда, желтая майка, которую после каждого этапа вручают лидеру гонки, перешла к нашему молодому спортсмену Геннадию Лебедеву, но надежды на благополучный исход таяли. Впятером, да к тому же без сильнейшего спортсмена бороться трудно. К тому же новый лидер — гонщик молодой, не имел такого богатого опыта, как Петров. Он очень волновался. Шутка ли, ехать в майке лидера под стерегущими взглядами сильнейших спортсменов мира! И действительно, лидеру труднее, чем всем. Соперники караулят каждое его движение, каждый маневр. Велосипедисту в желтой майке труднее, чем любому другому, оторваться от группы, или, как говорят велосипедисты «уйти в отрыв». Сейчас же в погоню бросается десяток гонщиков из конкурирующих команд. И если бы не поддержка товарищей, которые делали все для того, чтобы облегчить участь лидера, плохо пришлось бы Геннадию.

На одном из этапов — это было уже на территории Польши — создалась такая ситуация. От основной группы спортсменов ушло вперед несколько гонщиков — два румынских, два польских, еще несколько человек и лишь один наш — Гайнан Сайдхужин, капитан команды.

Едут гонщики по прямой, как струна, дороге. По бокам частоколом мелькают стволы деревьев. Оглядывается Гайнан: основной группы, где едут все друзья по команде, не видно. Сильно отстали. А беглецы наращивают скорость. Поочередно лидируют они друг друга, стараясь увеличить и без того высокую скорость. Особенно стараются румынские и польские велосипедисты—торопятся использовать выгодный момент. Ведь у них по два участника в первой группе, следовательно, и в командном зачете они должны выиграть этот этап. И Гайнан думает, что если он с этой группой приедет к финишу? Да станет к тому же победителем этапа? Тогда он сможет стать лидером гонки. Но в общем зачете наша команда проиграет, ведь все друзья позади! А что если он сумеет затормозить группу и их настигнут остальные? Тогда и в командном зачете проигрыша не будет, и Лебедев сохранит желтую майку лидера.

Страницы: 1 2 3 4