Многодневная велогонка

Всесоюзные многодневные велогонки по «большому кольцу» Москва—Харьков—Киев—Минск—Москва по праву именуют у нас школой мастерства. Они начали проводиться 4 года назад, и опыт, приобретенный в них, помог нашим спортсменам стать чемпионами многодневной велогонки мира 1956 года. А ведь в этой гонке, как известно, участвуют сильнейшие велосипедисты Европы. Не меньший интерес для наших «веломарафонцев» представляла в нынешнем году и гонка по «большому кольцу», входившая в программу Спартакиады народов СССР.
Еще никогда такое большое количество молодых велосипедистов не пробовало свои силы в этом трудном состязании: ведь в многодневной велогонке впервые принимали участие команды союзных республик, составленные из молодых спортсменов.
Гонщики Средней Азии, Молдавии, Карельской автономной республики прошли специальную подготовку под руководством опытных тренеров, и с первых же этапов новички смело скрестили «оружие» с корифеями. Не было ни одного этапа, где бы сильнейшим командам без большого труда удалось добиться победы. Соревнование на всем, более чем 2600-километровом, пути велось на самых высоких скоростях, с непрекращающимися бурными рывками. Наиболее запоминающимся в этом смысле был четвертый этап — Курск—Харьков.


Москва, 19 июля 1956 г. Старт многодневной гонки в Парке культуры и отдыха имени Горького


Минск позади

...Курск расположен на склонах высоких холмов. Сразу после старта в центре города гонщикам пришлось преодолевать крутую и высокую гору. Велосипедисты вытянулись в длинную цепочку. Хотя подъем был очень труден и лидеры-москвичи старались изо всех сил оторваться от основной группы, цепь не рвалась. Почти все гонщики вместе перевалили вершину холма и спустились в долину.
Москвичи и украинцы, выстроившись ступенькой во всю ширину шоссе, сменяя друг друга, мчались со скоростью 40 километров в час, даже против ветра. Остальные, стараясь спрятаться один за другого, вытянулись вдоль левой обочины шоссе у самой кромки асфальта, и группа напоминала гигантскую живую букву «Г».
Намучившись в «струне», так гонщики называют ножку этой буквы «Г», наиболее смелые и сильные обгоняли первую шеренгу и резкими рывками сбивали группу с ровного темпа, пытались увлечь за собой двоих-троих, чтобы уйти наименьшей группой. Те же, у которых не хватало ни скорости, ни отваги рваться вперед, создавали свои группы в «тылу».
Чаще других уходил вперед москвич Юрий Коледов — чемпион СССР. Он ждал, что ему придется бороться главным образом с велосипедистами УССР и сборной РСФСР, но от сильнейшего велогонщика не отставали и молодые спортсмены. Белорусы А. Белявский, Б. Якутович и В. Филин, узбек Н. Басыров, казахстанцы Г. Портье, В. Ланге и А. Цветков, грузинские велосипедисты П. Ратианидзе, А. Тавадзеи П. Бирюков, азербайджанские гонщики В. Семергей и М. Цатурянц, целая команда молодых литовцев, молдавские спортсмены — да разве перечесть всю талантливую молодежь, участвующую в гонке!
Позади уже Обоянь, граница Курской и Белградской областей. По шоссе несется лавина человек в семьдесят. Она идет рывками, словно там непрерывно происходят взрывы. Каждую минуту кто-нибудь вылетает вперед, но тут же растворяется в общей массе велосипедистов.
Неужели это будет продолжаться все 220 километров и никому не удастся вырваться вперед?..
На сотом километре Коледов сделал новый рывок. Не щадя сил, он крутил педали, перекинув цепь на самое большое соотношение шестерен. Спидометры на судейских машинах показывают 61—62 километра в час, но за москвичом уверенно держатся харьковчанин Н. Эчкенко. В. Смирнов из Армении и литовец Б. Круликаускас.
Эчкенко во что бы то ни стало хотелось финишировать в родном городе первым, и он вместе со Смирновым вплотную держался за Коледовым. Тройка не снижает скорости, но к ней уже приближается вторая группа, состоящая из сильнейших гонщиков страны — А. Бояджяна, В. Капитонова, Н. Сиротина.
И что же? Первая тройка, демонстрируя необыкновенную волю к победе, финишировала на 1 минуту 10 секунд раньше своих «преследователей». С помощью Коледова и Смирнова Эчкенко добился своего: он первым въехал на харьковский стадион «Динамо», восторженно встреченный земляками. Коледов был вторым, но с этого момента он стал лидером гонки и два этапа ехал в оранжевой майке сильнейшего спортсмена. Смирнов с семнадцатого места передвинулся на восьмое.
От этапа к этапу обострялась борьба за личное и командное первенство. И каждый этап обогащал молодых гонщиков огромным опытом. Не удивительно, что к исходу напряженной 15-дневной борьбы 68 человек выполнили норму мастера спорта СССР.
Команда москвичей, пять из которых — В. Капитонов, Ю. Коледов, А. Болотин, Н. Бобаренко и Н. Сиротин — были представителями Центрального спортивного клуба Министерства обороны СССР и шестой А. Подъяблонский общества «Трудовые резервы», завоевала почетное звание чемпиона Спартакиады народов СССР. Эта команда с третьего этапа стала лидером и оставалась им до самого финиша. Второе место заняли велосипедисты сборной команды Украины, третье — сборной областей РСФСР.
В личном зачете звание чемпиона страны по многодневным гонкам завоевал молодой гонщик Виктор Капитонов.


5 августа 1956 г. Финиш многодневной гонки на Центральном стадионе имени В. И. Ленина
Виктор Капитонов
В. Капитонов — победитель гонки Москва—Харьков—Киев—Минск—Москва