История велоспорта

История велосипеда и велоспорта подобна длиннейшей и извилистой трассе, проложенной через города и страны, годы и события. Летом 1983 г. отмечалось 100-летие со дня первых соревнований по велоспорту в России. Тернистым оказался его путь. Его подъем сменился спадом, приведшим, по сути, к развалу велоспорта в годы первой мировой войны. Новое его развитие началось с победой Октябрьской социалистической революции и завершением гражданской войны.
Нелегкий путь развития и становления нашего велоспорта отражен, по сути дела, в единственной книге — справочнике П. Степанова (Калашникова), известного в прошлом гонщика. К сожалению, свой справочник автор довел только до 1958 г. (включительно) Вскоре не стало и самого автора. Продолжения справочника не было, а в нем были заинтересованы и сами велосипедисты, и их тренеры, и спортивные журналисты, и широкий круг почитателей велоспорта.
С конца 50-х гг. в велоспорт пришло много талантливой молодежи. Наша промышленность стала поставлять для гонщиков велосипедный инвентарь. Строились новые треки и кольцевые трассы. Увеличивалось число соревнований не только местного, но и всесоюзного значения; проводились городские, республиканские и всесоюзные спартакиады, чемпионаты, Кубки и первенства страны; больше стало международных встреч советских велосипедистов с лучшими гонщиками мира... Продолжались поиски совершенной методики велосипедных тренировок. Ведущие гонщики страны набирались опыта в международных соревнованиях, завоевывали самые высокие титулы на чемпионатах мира и олимпиадах.
Кто не знает первого советского чемпиона мира в спринте Омара Пхакадзе или трехкратного чемпиона и рекордсмена мира Сергея Копылова, олимпийского чемпиона Сергея Сухорученкова или наших шестикратных чемпионок мира в спринте Галину Ермолаеву и Галину Цареву, Тамару Гаркушину в гонке преследования и многих других, перечень которых занял бы очень много места. Своими победами советские гонщики и их тренеры приобрели международный авторитет. Теперь они сами делятся опытом, особенно с гонщиками молодых и развивающихся стран Африки и Азии.
Сравнивая достижения велогонщиков разных лет, убеждаешься, какого разительного прогресса добились они. Если, к примеру, в 1959 г. лучшие спринтеры мира проходили двухсотметровку за 11,2— 11,3 с, то теперь — более чем на секунду лучше. А гонщик из ГДР Л. Хесслих на треке в Крылатском впервые перешел границу 10 с, показав 9,9 с. Это значит, что он развил скорость более 72 км/ч.
Велосипедный спорт всегда был любим у нас. Чемпионаты, спартакиады СССР, международные встречи, соревнования на Большие призы городов, а особенно Тулы, всегда проходили при огромном количестве зрителей. Сейчас у нас есть и гонщики с мировым именем, и первоклассные треки, даже крытые, где можно заниматься велоспортом круглый год. И ветеранам велоспорта, стоявшим у его истоков, и всем любителям велоспорта очень хочется, чтобы трибуны наших треков не пустовали. Молодым велосипедистам не пришлось видеть, как выступали эти большие мастера прошлого. Но они, опираясь на опыт своих дедов и отцов, будут искать и обретать свой, помня, что было сделано теми, кто жил до них, кто создавал славу советского велоспорта.

История развития велосипедного спорта в некоторых странах