Велосипедные гонки в Колумбии
Страницы: 1 21985 г. Велосипедный спорт в Колумбии — один из наиболее любимых видов спорта. В течение всего года в горных районах, расположенных от 1000 до 2700 м над уровнем моря (такие регионы составляют большую часть страны), температура воздуха днем достигает 25—30° тепла. Широкая сеть асфальтированных дорог, возможность передвигаться на велосипеде в течение всего года привлекают к занятиям этим видом спорта большое число юных колумбийцев.
В воскресные дни главные улицы крупных городов закрыты для автомобильного движения — на них проводят тренировки любители велосипедного спорта, бегуны, конькобежцы, катающиеся на роликовых коньках.
Лучшие шоссейные гонщики имеют небольшой вес — 52—65 кг, что позволяет им в течение 40—50 мин педалировать, стоя на педалях («танцовщицей»), преодолевая подъемы на перевале протяженностью 18—20 км. Однако на равнинных трассах такие спортсмены соревнуются менее уверенно и значительно уступают сильнейшим европейским велосипедистам.
Велосипедный спорт на треке не менее популярен, чем на шоссе. Во время международных соревнований на приз радио «Каракол», которые проходили на протяжении 8 дней на треках трех городов: Медельина, Перейры, Кали, свободных мест на трибунах, вмещающих 6—7 тыс. человек, не было. Велодром в столице республики Боготе, расположенный на высоте 2630 м над уровнем моря, имеет нестандартную длину — 427 м и наклон виража 32°. Трек «Вила Олимпика» в Перейре расположен на высоте 1200 м над уровнем моря. У него стандартная длина 333,33 м и наклон виража 32°.
Трек в Медельине находится на высоте 2680 м, его длина 330 м при наклоне виража 39°. Единственный деревянный трек, расположенный в Кали на высоте 110 м над уровнем моря, имеет длину 250 м при наклоне виража 36°. Все велотреки, за исключением трека в Боготе, имеют отличное покрытие, что позволяет велосипедистам показывать хорошие результаты.
Соревнования на треках проходят несколько необычно для нас. Гонки начинаются в 19 или 19 ч 30 мин. После каждого номера программы следуют выступления артистов, во время которых велосипедисты проводят разминку на полотне трека. Программа соревнований обычно включает спринт, командную гонку с выбыванием на 3 круга («итальянка») и индивидуальную гонку преследования на 4 км (квалификация к этому виду гонок проходит на дистанции 3 км). После определения 8лучших спортсменов в 1/4 финала встречаются спортсмены, показавшие 7-й и 8-й, 5-й и 6-й, 3-й и 4-й, 1-й и 2-й результаты. В полуфиналах также встречаются велосипедисты, показавшие в 1/8 финала 1—4-й результаты, независимо от того, была зафиксирована победа в заезде или нет (главный показатель — время). В финал попадают спортсмены, имеющие 1-й и 2-й результаты в полуфинале.
Такая форма проведения соревнований по велоспорту очень интересна и зрелищна, так как на полотне трека всегда встречаются спортсмены, примерно равные по спортивному мастерству. С методической точки зрения при такой форме проведения соревнований гонщики в каждом заезде вынуждены бороться в полную силу. В финале побеждает тот, у кого лучшее время среди 4 лучших финалистов. Велосипедист, показавший слабый результат в предварительных заездах, выбывает из соревнований.
Репортаж на треке ведут два комментатора. Каждый из них комментирует один из заездов. Он образно, со знанием дела рассказывает о перипетиях борьбы и создает определенный эмоциональный накал у зрителей, которые с огромным интересом следят за ходом соревнований, подбадривая гонщиков. Обычно после очередного заезда обессиленный комментатор передает микрофон своему коллеге, который, словно соревнуясь с ним, еще больше держит зрителей в напряжении.
Очень своеобразно проходят соревнования в групповой гонке по очкам с выбыванием. После проведения полуфинальных заездов остается 8 или более гонщиков, которые попадают в финал. В финальной гонке после каждого круга велосипедист, занявший 1-е место на финише, получает очко, а спортсмен, занявший последнее место, выбывает из соревнований. Когда останется 5 сильнейших, гонщики разыгрывают последний финиш, на котором победитель получает 5 очков, занявший 2-е место — 4 очка и т. д. Победителем гонки объявляется спортсмен, набравший наибольшую сумму очков.
В техническом отношении велосипедисты Американского континента уступают лучшим европейским гонщикам. Во время старта с места многие велосипедисты сильно сдвигались .вперед, в результате чего при первом движении они не могли использовать вес тела и как следствие не успевали своевременно сдвигать таз назад, чтобы начать следующий цикл оборота. Первые обороты шатуна выполнялись с максимальным напряжением и чрезмерной тратой сил, что отрицательно сказывалось на спортивном результате. Эта ошибка характерна и для некоторых наших велосипедистов.
Много ошибок участники соревнований допускали при смене в командной гонке преследования на 4 км. Так, лидирующий гонщик отходил в сторону на прямой перед входом в вираж за 20—25 м, после чего поднимался на верх виража и занимал 4-ю позицию. Это приводило к тому, что двое спортсменов лидировали в течение 4—5 с. Кроме того, отходя в сторону на прямой, лидирующий гонщик создавал условия, при которых отраженный от него воздушный поток увеличивал лобовое сопротивление гонщику, ведущему команду.